Основателя самой известной школы столярного мастерства Всеволода Полтавцева в детстве с позором выгнали из кружка «Умелые руки» — за «безрукость».
Но пример деда – живописца, который увлекался работой по дереву, однажды привел его в художественно-техническое училище №75, откуда наш герой вышел круглым отличником с дипломом мастера 5 разряда. Тогда, во время учебы, Всеволод Борисович встретил своего первого большого наставника – преподавателя Юрия Александровича Михайлова. В небольшой группе до 15 человек он находил время для каждого. В то время в жизни юного столяра начала происходить магия встреч и событий, которую сам он описывает так.
«У меня есть ощущение, что всю жизнь меня как будто ведут за руку. Каждый новый шаг приводит к чему-то лучшему, чем было. Часто это просто удачное стечение обстоятельств».
Одно из них случилось, когда после армии Всеволод никак не хотел идти на фабрику и вообще заниматься конвейерным производством. Тогда благодаря дяде архитектору он попал в известную реставрационную фирму «Смирвальд», которая занималась не только восстановлением зданий, но возвращала к жизни мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Попасть туда оказалось просто, а вот проявить себя – нет. Фирма базировалась в доме Пороховщикова в Староконюшенном переулке, и места там хватало не всем, или всем, но не молодому специалисту. Первые полгода Полтавцев провел на предприятии как разнорабочий. И снова – удача. Один из архитекторов увидел молодого человека, который месяцы не выпускал лопаты из рук, и отвел его к главному – Валентину Смирнову: мол, брали парня заниматься реставрацией, а он что делает?
Пушкинский литературный музей, Коломенское, Кусково, усадьба Гончаровых под Калугой – «Смирвальд» и Всеволод работали в основном на крупных объектах по госзаказу. Около пяти лет бригада принимала участие в восстановлении предметов интерьера гостиниц «Националь» и «Метрополь» — опыт был колоссальный, и именно он стал главным в дальнейшей судьбе Полтавцева.
«Многие предметы мы полностью разбирали и собирали заново. Созданы они были на рубеже XIX и ХХ веков, когда появилось технологичное производство и еще не были утрачены уникальные дедовские методы».
Однако реставраторы, подмечает герой, всегда находились в тени мастеров, которые создали предмет изначально: «Тень дедов рано или поздно вынуждает мастера помериться с ними силами». Мастер начал заниматься новоделом, но реставрацию не оставлял. Своего первого большого клиента он с коллегами заполучил, подав объявление в газету «Из рук в руки», и это был не нувориш с Рублево-Успенского шоссе, а Шведское посольство. После подтянулись представительства других стран – сарафанное радио тогда работало исправно. Это позволило столяру познакомиться с разными культурами и особенностями производства.
В 2005 году Полтавцеву и его коллеге Сергею Толканову пришел необычный заказ: нужно было выполнить компьютер в красном дереве. Так в профессиональной жизни мастера начался период так называемого модинга. В Америке это направление популярно, в России же Всеволод Борисович стал первым.
«Не будем забывать, что раньше техника имела деревянные корпуса, так что ничего сверхъестественного в этом нет»
Объемы были не такими большими, но позволяли заниматься только этим профилем – цена оправдывала трудозатраты. Однако в прибыльное дело вмешался кризис – сильные мира сего перестали заказывать статусную технику. Нашего героя ждал новый поворот.
Любому известному мастеру приходится справляться с потоком людей, которые просят обучить их. Всеволод Борисович не стал исключением. Ему писали не только вчерашние студенты, но и люди, не связанные со столяркой, – для них это было разве что хобби. Так возникла идея открыть школу для любителей.
Первая попытка запустить ее на базе предприятия «Смирвальд» оказалась безуспешной. Было помещение, но вложиться в него Полтавцеву и Толканову пришлось самим. Деньги закончились, а вместе с этим пришлось расстаться и с местом.
Будущие учителя пошли простым путем: бросили клич в интернете и собрали с желающих учиться необходимые средства в счет дальнейшего обучения. С ремонтом помогли те же энтузиасты, и уже
1 апреля 2010 года школа столярного мастерства Всеволода Полтавцева заработала в полную силу.
Работали на шести верстаках, а первый и вовсе собирали все вместе. Небольшая группа занималась два раза в неделю. Сегодня их уже две, а верстаков — 26. «Точнее, две с половиной – еще ветераны, как мы их называем. Это те, кто отучился, но не захотел покидать стен школы», — добавляет руководитель.
Программа курса включает теоретическую часть и практику. К инструменту здесь прикладываются только на 5-6 занятии. Сначала учитель преподает азы заточки – причем, ручной, и объясняет это просто: «Если человек умеет это делать руками, он сможет работать и с электроинструментом. В обратном порядке это не работает». О предмете сам преподаватель знает все и говорит, что точить лезвие можно обо что угодно – хоть об бордюрный камень, как он это делал в армии. Но в классе для этого используют японские камни.
Далее класс изучает основы столярного инструмента и навыки работы с ним. Рубанок здесь разбирают и собирают так же быстро, как автомат на курсе молодого бойца. Затем ученики постигают азы различных соединений, причем используют дедовские методы расчетов. Необходимо это и чтобы познать, как стыкуются детали, и чтобы задействовать все столярные приемы – строгание, пиление, долбление.
В финале курса выпускники сдают зачетный предмет – табурет. «В нем заложена основа. табурет со спинкой – стул. Табурет, на котором едят, — стол. Табурет со шкафчиками – тумбочка. При его производстве ученик собирает все полученные знания воедино и применяет их», — объясняет выбор экзаменационного объекта учитель, который привил любовь к работе с деревом уже сотням своих последователей.