Никита Грицевич был одним из мастеров-волонтеров прошедшего летом «Том Сойер Феста»
На фоне старших коллег шестнадцатилетний реставратор явно не выглядел юнцом. Хотя бы потому, что ни у одного из них не было достаточно опыта для изготовления декоративных элементов методом объемной резьбы. Их Никите пришлось буквально создавать заново: старые рассыпались прямо в руках. При этом помимо деревянных украшений десятиклассник также восстанавливает аутентичный облик памятников архитектуры.




Превратности нестандартной резьбы

Над возвращением былого величия фасаду дома на Галактионовской, 91 Никита Грицевич трудился все каникулы. После окончания экзаменов в архитектурно-строительном лицее СГАСУ он принялся за реставрацию декоративных элементов столетнего здания в центре Самары. Участие Никиты в «Том Сойер Фесте» оказалось большой удачей для проекта: организаторы долго не могли найти мастера, который взялся бы за объемную резьбу. По совету архитектора-реставратора Ивана Стафеева, предложение по воскрешению декора сделали Грицевичу. Ему капал опыт, дому возвращался благопристойный вид.




«В нашем городе встречается, в основном, плоская пропильная резьба, не имеющая рельефа. Объемная резьба на Галактионовской, 91 — едва ли не единственный образец такого украшения, выполненного в стиле барокко. Как следствие, в нашем городе очень мало людей, которые занимаются такой работой».




Необходимые в подобном случае навыки Грицевич получил, учась в школе с углубленным изучением предметов изобразительного искусства. Его знаний хватило, чтобы не просто восстановить ветхие элементы, а фактически создать их с нуля. Оригинальные фрагменты рассыпались: один — сразу после снятия, другой — при попытке снять с него мерки дома. Оставаться в живых экземпляру помогала грязь, поэтому он разлетелся сразу же после очистки.




Достоверность во всем

Работать в полевых условия фестиваля, признается Никита, было неудобно. На помощь пришла мастерская его отца – он занимается мебельным производством. Папа также помог подобрать материал – липу. Из нее же была выполнена и резьба-первоисточник.




Причина выбора данной породы дерева – не только стремление к исторической достоверности, но и технические требования. Липа – достаточно мягкий для резьбы материал, а значит, работать с ней проще. Особенно если учитывать, что выпиливался каждый из десяти оконных элементов вручную.




Для начала Никита воссоздал очертания будущих деталей в графической программе. Затем перенес рисунок на заготовки липы толщиной три сантиметра. Ручным лобзиком Stanley STSJ 0600 он придал форму изделию и пропилил сквозные отверстия, а затем ручной фрезой снял грубые излишки древесины.




«Перепады рельефа украшений варьируются от трех сантиметров до пяти миллиметров – снимать такой слой ручными ножами очень сложно и долго. Поэтому я прибегал к помощи инструмента. В XIX веке эту же работу делали вручную – наверное, выходило даже красивее».




Дальнейшую работу Никита также делал руками: получившуюся форму он слой за слоем дорабатывал стамесками и ручными ножами, а затем обработал каждый аксессуар фасада наждачной бумагой.




Перед тем как установить получившиеся элементы на окна, Никита покрыл каждый из них раствором мяты и воска, а затем – лаком. По его словам, благодаря такой естественной консервации резьба должна прожить минимум десять лет. Срок службы наличников зависит от банального дальнейшего ухода: декор следует очищать каждый год после зимы.




Еще до окончания архитектурного флэшмоба Грицевич разработал проект восстановления старинной барочной резьбы, с которым занял призовое место на международном конкурсе «Зодчество-2016» в Москве.




Онлайн-возвращение к истокам

После поступления в архитектурно-строительный лицей СГАСУ его пути с резьбой разошлись: сейчас он полностью сфокусирован на архитектуре. Здесь у него уже имеются успехи.




Так, еще будучи восьмиклассником, он подготовил презентацию проекта коттеджа в двести квадратов для строительной компании Valdek. Фирма занимается проектировкой и возведением панельно-каркасных домов. Предложение юного архитектора посчитали лучшим среди взрослых работ; сейчас дом по его проектной презентации уже установлен.


«Меня пригласили на презентацию здания. Поначалу даже готовы были взять на работу, но не ожидали, что мне так мало лет».


Еще одна идея Никиты для Valdek – вписать в панельно-каркасную коробку здание пожарной части. Эту задумку Грицевич оставил ради другой – параллельно с проектом коттеджа, он работал над музейным комплексом первой самарской пожарной каланчи на ул. Крупской, 16. Построенное в 1898 году, здание для городских пожарных было реконструировано два года назад. Еще до апгрейда постройки были перекроены, некоторые части комплекса утрачены или видоизменены: например, была заложена арка, ведущая к трубе для спуска пожарных. Никита предложил проект виртуальной экскурсии: в ней он постарался максимально достоверно передать изначальный облик каланчи – таким, какой он был на рубеже веков.




Проект уже получил первое место на всероссийском конкурсе-олимпиаде архитектурно-художественного творчества им. Татлина в Пензе, а также был представлен не только виртуально, но и в качестве модели. Еще одно увлечение Никиты – моделирование – в данном случае выразилось в образце здания каланчи из миллиметрового картона в масштабе один к пятидесяти.




Историческую достоверность будущий архитектор соблюдал даже в сопутствующих деталях. Так, перед въездом в здание расположилась модель конно-пожарного обоза той же эпохи. Для создания самой повозки Никита использовал выкрашенную лаком школьную деревянную линейку, бочку и лошадь распечатал на 3d-принтере.




Эксклюзивная коллекция

Столь пристальный интерес к устройству каланчи и детальная проработка проекта – результат любви Никиты к деятельности пожарных, как дореволюционных, так и современных: за свою жизнь он побывал абсолютно во всех пожарных частях города и некоторых областных подразделениях.




Такая страсть нашла свое отражение еще в одном увлечении лицеиста: с пятого класса он создает модели пожарных автомобилей в масштабе 1 к 43. Особенность его авто-паноптикума в том, что он делает уменьшенные копии только тех машин, которые существуют в мире в единственном экземпляре. Модели – тоже штучный товар, каждому прототипу соответствует только одна реплика.




За основу Никита берет обычные машинки из «Детского мира» — от них ему нужны только сама рама и кабина. Остальное, включая мелкие детали кабины, он отрезает и выбрасывает. Далее – сплошное творчество. Заднюю часть он проектирует сам и вырезает из миллиметрового пластика ручным лобзиком, шлифует наждачкой, красит. Мелкие элементы – например, поручни, — гнутся из проволоки. Лестницы вырезаются из металлического листа. На авторскую технологию создания моделей Грицевич уже получил патент.




С недавнего времени при создании кузова Никита также задействует 3d-принтер.
«Конечно, такие модели требуют ручной доработки; тем не менее, трехмерные технологии помогли упростить техпроцесс и уменьшить вес самой модели. В любом случае в магазинах таких не купить».

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное