После рассказа об изготовителях гуслей и волынок из Сибири мы отправились в подмосковный Серпухов, где Александр Лучко изготавливает более привычный инструмент – электрогитары. Он объяснил нам, почему классические семиструнные потеряли свою актуальность, чем ему импонирует бренд Festool и кем сегодня наиболее востребованы басы (конечно, металлистами).




От классики к басу

В 1985 году у Лучко сломалась гитара – сам он, по его словам, «чуть-чуть бренчал в компаниях». После починки инструмента он вдруг задумал создавать подобные сам. Пять лет поисков наставника, год обучения, и в 1991 году Александр стал самостоятельным мастером. Начинал с классики: первые десять лет умелец изготавливал более трудоемкие варианты с нейлоновыми струнами и фламенко, а после полностью перешел на создание их электронных братьев.



«Последние лет десять у меня вообще не было заказов на классическую гитару. Сейчас нет ни спроса, ни предложения – очень мало и клиентов, и мастеров. Наверное, дело в том, что раньше люди зарабатывали игрой на «классике», а сейчас, если и есть такие концерты, то на них мало кто ходит. С фламенко еще сложнее – это чисто национальная вещь, этим занимаются немногие».




Столичный дауншифтинг

Десять лет назад Александр и его семья продали квартиру в Москве и переехали в частный дом под Серпуховом. Вместе с ними сюда перекочевала и мастерская, ранее ютившаяся в столичной двушке.



«Станки в квартире не поставишь», — сетует Александр. Зато за городом нашлось место фуганку JET 54A, ленточной пиле Elmos и фрезерному станку по металлу Optimum.



Из ручного инструмента на полках примостились лобзик, шлифовальная машинка и пылесос Festool, а также дрели DeWalt, например модель DW 217, шуруповерт Dewalt. Расположение мастера марки завоевали не только своей ценой, но и приятной цветовой гаммой.




Агрессивный эко-дизайн

Помимо профильных бас-гитар с четырьмя-семью струнами в своей рабочей зоне Александр делает электрогитары и баритон-гитары. Форму каждого инструмента, исходя из эргономики, определяет заказчик; мастер лишь добавляет от себя пару штрихов. Тем не менее, внешность гитар производства Лучко – довольно агрессивная.



Возможно поэтому, отмечает Александр, практически все заказы сегодня поступают к нему от металлистов. При этом мастер против черепов на грифе и прочей «чернухи». Крашеные, особенно в черный цвет, инструменты – тоже не в почете.



Так, один из последних заказов мастерской – баритон из белого ясеня – клиент захотел окрасить в черный. Отговаривать Александр не стал, но следом изготовил точно такой же, не прибегая к краске. «Дерево красиво само по себе», – считает мастер.



Белый ясень чаще всего служит основой для будущей гитары. К нему присоединяются экзотические породы: например, в тех же близнецах-баритонах Лучко задействовал вставки из махагона и падука на грифе, бразильский палисандр на его голове и накладку из венге по центру. Сегодня в свободной продаже, отмечает Александр, все виды древесины – хоть черная, хоть красная.



После приобретения высушенных пятидесяток следует заготовка материала: гриф и корпус собираются отдельно, затем склеиваются. Потом к ним примыкают комплектующие. Расходники по части электроники Лучко выбирает зарубежные: с такими инструмент лучше продается. К примеру, последние купленные им звукосниматели – от американской марки Lase Sensor. Будучи на пару тысяч дороже отечественных аналогов, зарубежные аксессуары обставляют их и по качеству, и по дизайну.




Гитара из ничего

Серпуховское производство – не серийное, под заказ. В магазинах электрогитар от Александра Лучко сейчас не найти.



«Я пробовал выставляться в магазинах. Вышло тяжеловато – роль сыграли комиссия и судьба. Сколько раз ни пробовал – ничего не продалось».



По запросу мастер может изготовить любой струнный инструмент – как электронный, так и классический. Одна из недавних его работ – бас-балалайка для модного питерского музыкального проекта The Hatters. В коллективе инструмент назвали Любовью.



Отреставрировать Александр тоже может что угодно – хоть штучного «японца» или «американца», хоть поточный китайский инструмент.



«Интересно, когда приносят кучку поленьев, а из них получается то, что должно. Да чаще всего так и бывает».


Текст: Любовь Саранина

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное