Первые ассоциации, которые вызывает словосочетание «шведская музыкальная группа» — это чаще всего тяжелый викинг-рок или, на крайний случай Roxette и ABBA. Но не только. С недавнего времени в этот ряд встал коллектив Wintergatan, фронтмен и создатель которой прославился благодаря вирусному ролику на ютубе: на нем Мартин Мулин управляется с Marble Machine — конструкцией из дерева, которая использует 2000 шариков для извлечения звука и выглядит как огромная музыкальная шкатулка. Впрочем, это далеко не единственное изобретение шведа, которого весь интернет наперебой называет то гением, то сумасшедшим. Разбираемся, из чего собран по-хорошему безумный инструмент, что вдохновило Мулина на создание Marble Machine и при чем тут Петр Термен.



Мартин часто рассказывает, что его не хотели брать ни в одно музыкальное училище. Но это не помешало ему в 14 лет собрать свою первую собственную группу. Позже, в 2011 году родилась Wintergatan. Ее первый одноименный альбом вышел в мае 2013 года, но в мире о ней заговорили лишь в марте 2016 — когда Мулин представил на ютубе свое изобретение.



И понеслось: интервью музыканта стали выходить одно за другим, а о его DIY-инструменте с гордостью написало даже министерство иностранных дел Швеции.
Всего за три дня ролик собрал 30 миллионов просмотров, а на момент написания этого материала его посмотрели 88 миллионов раз (!). Зрелище действительно впечатляет. Посмотрите сами — это очень залипательно!



Работать над “шкатулкой” Мартин начал в 2014 году. В интервью шведскому музыкальному объединению STIM он рассказал, что всегда любил музыку и механику, а в детстве тратил недели на Lego Technic, но не представлял, как все это объединить.




Своим источником вдохновения музыкант и инженер называет игрушки Marble Machine, гоняющие шарики по замкнутому маршруту. Мулин решил, что эти устройства издают хаотичные звуки, которыми можно научиться управлять.




В интервью RT он объяснил:



“В детстве я любил рисовать всякие механизмы и очень рад, что теперь могу конструировать аппараты и играть на них музыку. Концепцию подобных машин придумал не я, но я запрограммировал аппарат на определенную мелодию”


В “шкатулку” встроены ударный барабан, бас, виброфон и другие музыкальные инструменты. Звуки из них извлекаются за счет металлических шариков, движение которых регулируется с помощью специально настроенного маховика. “Каркас” машины сделан из дерева. Сперва Мартин отрисовал 3d-модель будущей машины и распечатал детали на принтере. Собрать готовое изделие он планировал за два месяца. В итоге на это ушло 16 месяцев.




На канале Мартина можно увидеть весь процесс работы над необычным мьюзик-боксом, а также узнать принцип работы инструмента. В первом



и втором роликах



Мартин рассказывает, как движутся запрограммированные шарики. Не гарантируем, что в этом можно разобраться, но, как минимум, стоит на это взглянуть.




Сегодня первая Marble Machine передана в музей Speelklook в Голландии. На ее демонтаж ушло всего два часа. Музей будет демонстрировать ее на экскурсиях, однако наиграть мелодию сможет только вибрафон. Бас и барабаны будут молчать, поскольку их работу, отмечает создатель, будет практически нереально контролировать.




Сегодня Мартин продолжает совершенствовать свое произведение. С января 2017 года он работает над Marble Machine X — улучшенной версией первой модели. По словам Мартина, в ней он постарается учесть все свои ошибки. Все детали для новой машины изначально также изготавливаются на 3d-принтере.



Свои идеи по работе нового инструмента может предлагать любой желающий — достаточно скинуть фото в специальную папку.
Кроме того, Мартин планирует строить более легкие и мобильные версии машины — чтобы они гастролировали вместе с его группой.



При этом пользователи Reddit отметили, что Мартин, пусть и новатор, но не первый, кто придумал музыкальный девайс, работающий на шариках. Так, в 2011 нечто подобное представила компания Intel.



Для Мартина это изобретение — тоже не единственное.



В своих видео он также демонстрирует Modulin — если так можно выразиться, “сенсорную скрипку”. Она представляет собой сенсорный гриф, который прикреплен к модулю с кучей регуляторов и проводов. По факту саму панель, Мули не изобретал: из ролика понятно, что он просто скомпоновал несколько модулей от компании Doepfer. По итогу Modulin — это своеобразный аналоговый синтезатор.





Теперь об анатомии инструмента. Для Modulin Мулин использовал Ribbon controller Doepfer R 2M. Он состоит из двух частей: самого «сенсорного» грифа и блока управления, который получает данные о положении пальцев от грифа и преобразует их в Midi и CV/Gate сигнал.



Ядром инструмента является генератор, управляемый напряжением. Во многом он аналогичен тем, что использовались для синтезаторов 1960-х – 70-х годов. У “Модулина” это Doepfer A-110-1 Standard VCO. Устройство генерирует сигналы в частотном диапазоне 7 октав от 15 Гц до 8 кГц и позволяет использовать 4 формы волны: квадрат, пилообразную, треугольную и синусоидальную. Дополнительные модули позволяют регулировать длительность звучания, длительность вибрации и глубину модуляции. Подробный разбор строения инструмента доступен по ссылке.



“Модулин” успели сравнить с изобретениями Льва Термена. В 1930 годы советский ученый разработал первую бесструнную электронную виолончель, звуки из которой извлекались путем прикосновения пальцев. Она также состояла из грифа с контролем динамики и тембра, а также электронного блока и динамика.



Впрочем, Лев Термен известен не свой виолончелью. В 1920 году он изобрел терменвокс.



Вертикальная прямая антенна терменвокса отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная — за громкость. Играя, музыкант изменяет расстояние между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется емкость колебательного контура и как следствие — частота звука. Терменвокс сегодня — не менее хайповый инструмент, чем Marble Machine.



Дело своего прадеда продолжает Петр Термен, который пишет музыку для терменвокса, обучает игре на нем и катает по стране, удивляя слушателей “музыкой из воздуха”. Например, совсем недавно он запустил серию совместных концертов с органом.



В общем, если проводить аналогии, то швед Мулин — такой же чудак, каким в свое время считали Термена. Правда, сто лет сделали свое дело: во-первых, слава Мулина, благодаря интернету, распространяется куда быстрее, а во-вторых, его талант можно поддержать деньгами. Стать спонсором его ютуб-канала можно за 249 рублей.

Продолжить чтение: