Мастерская Александра Голикова существует почти 17 лет, но свое вдохновляющее название получила только в 2014-м. Тогда Paraneba, которая базируется в Павловске под Санкт-Петербургом, оказалась на слуху и о кинетических светильниках, домах на деревьях и деревянных игрушках заговорили по всей стране.
Дома на деревьях обладатель диплома художника современного искусства Александр Голиков возводил еще до появления Paraneba, а вдохновили его на это собственные дети. После рождения каждого он начинал строить для него гнездо. Когда семья пополнилась шестым малышом, он решил поставить дело на поток — так его собственная детская мечта воплотилась в жизнь благодаря подрастающему поколению.
Сам Голиков – тоже из многодетной семьи, в которой его и научили работать с деревом. «Режу, пилю, строгаю я с детства. Это для меня как дышать», — говорит мастер. Так в его деятельности соединились творческое начало и ремесло. Художник настаивает на том, что занимается искусством на стыке с дизайном. Его – свой дизайн – команда называет дремучим.
«Здесь много значений. Мне как автору претит вылизанный европейски дизайн. Наш ему противопоставлен – в нем есть налет наивности, как в наивной живописи. Вся наша деятельность – это спонтанность, живое творчество. Плюс слово «дремус» означает мечту, которую мы все воплощаем. Ну, и дремучий ассоциируется с лесом, а значит, деревом – материалом, с которым мы работаем».
Название мастерской появилось не сразу, но сейчас оно, как никакое другое, отражает философию команды. Приставка Para – около, а все вместе — «Около неба», или между небом и землей – там, где Голиков и команда возводят дома, и там, где витают их идеи.
Мы пытаемся жить, а не работать
Разделение труда между напарниками – Александром Голиковым и Петром Омельченко – не строгое. Однако все, что касается проектирования объектов – на плечах последнего. Александр же выдает идеи и занимается производством на начальной стадии.
Идеологи мастерской называют себя сказочниками. В общей сложности в мастерской трудится с десяток эльфов, а в период подготовки крупного проекта, как сейчас, — до двадцати. Сегодня Paraneba может обеспечить себе полный цикл работ. Например, пришлось оборудовать металлический цех – просто потому что так проще, чем заказывать соединительные элементы — коннекторы для строительства домов — на стороне. Плазменный резак, сварочные аппараты, листогибы, а также молот и горн – организовали даже кузнечную зону.
В «деревянном» цеху – центр обработки древесины от итальянцев SCM Group, чешский колибровочно-шлифовальный станок Houfek, рейсмусы, фуганки, горячие прессы для шпонирования – всего не перечесть, и Александр даже не может сосчитать все станки.
По части ручного инструмента здесь перепробовали топовые линейки, от Makita до Milwaukee, но несколько лет назад остановились на продуктах Festool. «Мы к нему привыкли. Он удобен и продуман для человека», — объясняет свой выбор Голиков.
В хранилище древесины можно найти почти любой образец, но чаще всего здесь используют карагач, дуб, ясень, которые везут из Краснодарского края, и сосну – почти родную, из Санкт-Петербурга. Знаменитых на весь Интернет китов (светильники) поначалу делали из МДФ, сейчас перешли на шпонированную или березовую фанеру.
Эти млекопитающие – пожалуй, самый любимый арт-объект среди детей. Главный сказочник Paraneba объясняет это просто: «Детство – наше все. Мы и сами еще не повзрослели».