Пока кто-то ваяет на уроках труда поделки из шишек и желудей, другие — лепят из пластилина целые поселки. По крайней мере, именно так делал в свое время отец Феоктист из Тольятти: тридцать лет назад он сделал макет богатырской слободы, а уже сегодня в ней — реальной — принимают туристов. В тематическом парке борются на мечах, ходят в кольчугах, а главное — строят ладьи по ортодоксальным технологиям и устраивают на них регаты. Рассказываем, где добывались чертежи старинных лодок, как в Автограде возрождают традиции Руси X века и кто строит сказочный флот на берегу реки Усы.




Древняя Русь в Тольятти



Начало тольяттинского проекта было положено в 1985 году: тогда отец Феоктист (в миру Александр Петров),




как он сам признается, вылепил из пластилина Жигулевскую гору, на ней поставил деревянную крепость с башенками, а еще — построил на берегу этой горы маленькую пластилиновую ладью с парусом.



Именно тогда у него родилась идея реализовать полномасштабную версию этого макета — построить уникальный духовно-культурный кремль, где возрождались бы воинские традиции древней Руси и вообще была воссоздана атмосфера того времени.




“Я задумал “Слободу” как всероссийский центр возрождения древнерусского богатырства. У князя Владимира была школа на 300 ребятишек: их собирали со всех городов Руси, воеводы смотрели, как они сражаются между собой, брали самых ловких, проверяли на смекалку и брали в дружину — здесь их воспитывали и учили хождению на ладьях воеводы, а священники давали им духовную грамоту, славянскую письменность. Нам хотелось воссоздать именно такую идею”.



К реализации проекта приступили уже в середине девяностых: в возведении архитектурного комплекса помогли местные меценаты. “Богатырская слобода” расположена в районе Жигулевских гор, на берегу реки Усы, и включена маршруты нескольких агентств, предлагающих туры по Волге.



Здесь отстроили деревянные избы в древнерусском стиле, музей, где можно примерить кольчуги богатырей, огромную трапезную с деревянными десятиметровыми столами, а также собственную верфь, где изготавливают винтажные ладьи. По итогу туристам и местным школьникам здесь предлагают экскурсии, стрельбу из лука, участие в богатырских боях и шок-контент — заплыв по Усе на огромной ортодоксальной лодке.




Первую ладью — как полагается парку с таким замахом — назвали “Святая Русь”: это большое судно длиной 17 метров, со спальными местами на 17 человек внутри. Правда, создавали его в Карелии.




Именно туда отправилась команда отца Феоктиста на обучение. Стартовую часть флота отстроили в Кижах еще в 2011 году.



Традиции Севера


“На трех лодках — “Храбре”, “Витязе” и “Славяне” — мы дошли от острова Кижи до “Богатырской слободы”, а потом — еще 5000 километров. Мы прошли через семь морей, в том числе Эгейское, Ионическое, Адриатическое, Черное и Азовское, а также через Белое и Онежское озеро, прошли через Грецию, Болгарию, Албанию и Черногорию и остановились в Белграде и подарили Сербии нашу Славяну”.


На севере страны, как рассказывает руководитель кремля, в свое время строили баркасы, поморские кочи, и там до сих пор сохранились традиции судостроения, которые существовали еще до Петра. В “Слободе” решили перенять эти технологии: сначала тренировались и строили лодки там, а потом запустили собственное производство под Тольятти — привезли сюда мастеров, которые обучали местных столяров.




Лес для лодок в слободу до сих пор привозят из Карелии: там отбирают специальную строительную сосну — у нее должно быть мало сучков и большая гибкость.




Отсылка к восьмидесятым: каждую ладью отец Феоктист сначала лепит из пластилина в большом формате — так, чтобы были видны все ее части; прорабатывает дизайн “головы” и корпуса.



И только потом мастера создают по модели чертежи и саму ладью в натуральную величину. Сегодня в “парке” слободы стоит 7 лодок.





Сказочный флот



Флагман флота — ладья Змей Горыныч с хвостом, тремя головами на носу, 17 метров в длину 4 в ширину. Деньги на лодку собирали на краудфандинговой платформе (!), также привлекали спонсоров. Так, например, корпус Горыныча покрывали краской марки Maz-slo.




Ладью строили 2,5 года и спустили на воду осенью 2016 года, под закрытие навигации. Сегодня Змея готовят к путешествия “Путь Рюрика”: ладья должна пройти десять стран, в частности Финляндию, Германию, Норвегию и Швецию, и показать, каким путем варяжские князья приехали править нашим государством.




А пока “Горыныч” хорошо работает в промо-целях: так, ежедневно ладья готова катать туристов, а 1 мая в “Богатырской слободе” отметили его день рождения, куда приехало свыше 1000 человек:


“Даже Лохнесское Чудовище скоро будет не так знаменито, как Наш “Змей Горыныч” — гордо отмечает священник.

В планах верфи — построить целый сказочный флот без аналогов в мире: в него, по задумке, войдет аж 33 судна. По анонсам местного руководства, вскоре здесь должны появиться ладья “Рыба-кит” с фонтаном на голове, “Жар-птица” с красным парусом и хвостом и “Царевна-Лебедь”.



За минувшую зиму в “Богатырской слободе” построили ладью “Надежда”, аналогичную той, что можно было видеть в советском фильме “Садко” и на которой герой путешествовал за семь морей — только не бутафорская. Ее спустили на воду в мае. Сегодня заповедник ищет спонсора, чтобы перевезти из Карелии 13 кубов досок — на них построят еще две ладьи — “Веру” и “Надежду”.




Совершенно секретные технологии



Отец Феоктист уверяет, что на тольяттинской верфи используют только аутентичные технологии, именно так строили в X веке (правда, у тольяттинских лодок все же есть мотор).




Никаких подробностей при этом он не выдает; говорит, что отличительно вообще все — от выкраивания доски, установки уключин и изготовления киля до крепления досок: они ставятся на медные клепки, а не на шурупы.



“При раскопках на Ладоге нашли берестяную грамоту, которая хранит рисунок древнерусской ладьи. И именно так построены наши лодки: все их линии и изгибы соответствуют параметрам того времени”.


Изучить технологию и освоить ремесло судостроения можно в самой “Слободе” — приехав в качестве волонтера. Всего на верфи сегодня работает пять постоянных мастеров и они, по словам отца Феоктиста, всегда готовы взять учеников.




Последние, в свою очередь, впоследствии, может, и не будут строить огромные корабли, но точно смогут построить маленькую лодку прямо у себя на даче.



Работать предстоит в помещении 12 на 12 метров. В распоряжении мастеров — вся “база” электроинструмента: фуговальные станки, рейсмусы, шлифмашинки, лобзики, электрорубанки, торцовочные пилы.




Из брендов здесь предпочитают Bosch и Makita, но русские марки — куда без них в такой мастерской — тоже не списывают со счетов.




В столярке, объясняет отец Феоктист, действуют по правилу “лучше купить инструменты подешевле и похуже, но их будет два, чем один дорогой” — просто потому что “Слобода” — по крайней мере, так она себя позиционирует — остается проектом без бюджета как такового.




Ладьи ходят по Усе за счет экскурсий: средства туристов идут на те же доски и бензин.




У всех лодок — рассказывает отец Феоктист — есть все для дальнего путешествия — каюты, камбуз, гальюн. А команда “Слободы” в свою очередь хочет устраивать на своих ладьях кругосветки — те, что вокруг Самарской Луки, а также устраивать на Усе регулярные регаты и парусно-гребные походы.



“Мы будем устраивать стоянки с шатрами, где будут причаливать ладьи, и жечь костер, а с утра идти на следующий маршрут. И это будет настоящая обучающая программа. Мы хотим, чтобы люди из Австралии, Новой Зеландии, Африки или Южной Америки, знали, что можно приехать сюда, уйти в такой поход и как на машине времени попасть в X век древней Руси”.

Продолжить чтение:

  • Точно в цель

    Как спортсмен-бильярдист нацелился на производство премиальной мебели

  • Гусельных дел мастер

    Как в Твери возрождают старинные инструментальные традиции

  • «Полтава»

    Как в Петербурге строят деревянный корабль на 54 пушки

  • Исключительное право

    Основатели cтудии Uniquely рассказывают, как мебельщикам избавиться от плагиата