Российская фабрика авторских ковров «Империал-Стиль» – пример того, как тяжелая экономическая драма может стать аэродромом для бизнес-взлета. Появившись в конце 1990-х, здешнее производство — единственное в Европе, работающее по технологии ручного тафтинга. Уникальность таких ковров уже оценили гости загородной резиденции президента, победители олимпийских игр и мы.





Пионеры промышленности

Тафтинг — самый распространенный в мире метод изготовления ковров, основанный не на плетении волокон, а их «вбивании» в полотно. Почти 90% всех покрытий сегодня создаются именно по этой технологии: ее популярность и процветание современной ковровой промышленности в целом обеспечило изобретение машинного тафтинга.




Фабрика появилась в Самаре в 1998 году. В то время как большинство переживало все тяготы кризиса, предприниматель Григорий Скворцов сумел занять производственную нишу.




«До кризиса мы занимались продажей фабричных ковров – в основном бельгийских и французских. После стало понятно, что импортные операции с этими коврами совершенно бессмысленны: валюта подорожала в разы. Тогда появилась мысль заняться собственным производством. Что мы и сделали: купили б/у оборудование и стали пробовать. Никакого примера, как создавать такие ковры, у нас не было. Набираться опыта было неоткуда: к тому моменту европейские цеха свернулись или переехали в Китай. Было трудно: первый ковер, который мы сделали по этой технологии, произвольно сворачивался в трубочку. Мы стали исправлять ошибки, набираться знаний: я сам ездил в Америку, где была изобретена эта технология, смотрел на заокеанский опыт. Ломая копья, мы выстроили правильный техпроцесс, гнали сами себя, не имея возможности ровняться на Европу. В итоге по отельным характеристикам наших ковров мы вышли на уровень, превышающий общемировой: например, никто кроме нас не может сделать такую скульптурную стрижку».





Ворсовый груминг

Сегодня над созданием каждого ковра работает около двадцати человек. В ответе за арт-процесс и прорисовку эскиза будущего изделия – костяк дизайнеров. Готовых каталогов с картинками нет: дизайнеры разрабатывают прообраз изделия в соответствии с конкретным интерьером.




Далее – переезд в цех: здесь распечатанные лекала художники вручную переносят на натянутую на специальный подрамник основу. Сама технология набивки вторит работе швейной машинки: четко следуя контуру, спецы с помощью пневмо-электрических пистолетов простегивают холст пучками ниток, лицевой становится противоположная сторона. Когда ковер готов, его изнанку промазывают клеевым составом, чтобы закрепить ворс.




После высыхания ковер уносят в цех полировки: там с «лица» срезают верхний слой, тщательно расчесывают ворс до полного исчезновения петель и полируют при помощи инвентаря от Dayton.




Завершающий этап – стрижка. Местный мастер Алексей Кукарин под стать всему производству – тоже эксклюзив: умелец — единственный, кто может выстричь по ворсу объемный серп и молот или рельефную бороду Альфреда Нобеля. Процесс схож со стрижкой волос. Однако в отличие от своего бьюти-аналога, машинка для стрижки ковров позволяет не только менять высоту лезвий и стричь вдоль по прямой, но и менять наклон, а значит — выпиливать мельчайшие детали.




Возможности в плане декора практически не ограничены: в ковре могут оставить отверстия любых форм, вживить в его тело кристаллы Swarovski, задействовать люрекс и воспроизвести любую «заливку». Умельцы способны создать любой градиентный рисунок с множеством цветов без единого зазора.





Шерстяная палитра

Многообразие цветов ниток – отдельный повод для гордости и волнений фабрики. На полках в цехах томятся десятки коробок с расходниками. К такому стяжательству обязывает авторский подход: в «Империал-Стиле» уверяют, что готовы исполнить даже самый сложный по цветовому спектру дизайнерский проект.




В холст в зависимости от целей и желаний заказчика вбивают царя синтетических нитей — акрил, его сочетания с шерстью, а также вискозный шелк, бамбук и натуральную новозеландскую шерсть.




Для интерьеров в эко-стиле предлагают ковры из верблюжьей шерсти: она не подлежит окрашиванию, а потому ковер из такой нити может вписаться только в определенные условия.




Мария Кореневская, директор по развитию: «По сравнению с иностранными конкурентами, мы испытываем определенные трудности с сырьем. В России последние двадцать лет существуют проблемы с нитью и полотном, буквально каждые два года в стране закрывается по одной фабрике. При этом наша задача – индивидуально подобрать цвет под интерьер.




Тем не менее, по-прежнему есть база, которая нас выручает. К примеру, сейчас мы призвали на помощь белорусское сырье. Если бы у нас вообще не было таких проблем, мы бы легко вышли на уровень популярности псевдоитальянских ковров: по заказу бюро с Апеннин все зарубежные ковры уже давно изготавливают в Китае и Индии на их расходниках».




На изготовление одного ковра уходит полтора-два месяца. При этом перед стартом полноценной работы создают фрагмент изделия, образец, позволяющий избежать неточностей в оттенках и гарантировать достоверность цвета, которую не передаст ни один компьютерный монитор.





Не теряя лица

По словам Марии, о сроках жизни своих ковров в «Империале» судят по первым вышедшим отсюда изделиям: «Есть клиенты, которые заказывали ковры 15 лет назад. Они привозят их на чистку раз в пару лет, и мы видим, что состояние полотна не меняется. Поэтому можем точно сказать, что за 15 лет нашим коврам ничего не сделается, и, судя по тенденции изменений, и через пятьдесят лет они будут выглядеть, как новые».




Клининговые компании, отмечает Мария, не всегда в состоянии справиться с задачей, особенно когда речь идет о натуральной шерсти. На фабрике же ковры до первозданного вида вычищают с помощью мощных пылесосов Karcher. Также здесь проводят реконструкцию: устраняют порезы и прожженные элементы.





На службе у президента

Один из текущих заказов фабрики – серия из 28 ковров для элитного московского жилого комплекса Barrin House. Черно-белые гобелены с барочным орнаментом попадут в фойе дворянских гнезд в Хамовниках.




В свое время из Самары в Сочи уехало несколько фур с коврами: синими покрытиями с надписью SOCHI были устланы все наградные зоны прошедших там Зимних Олимпийских Игр. Изготовленные в «Империал-Стиле» ковры можно встретить в кабинетах и рабочих зонах Кремля, а также в загородной усадьбе президента в Ново-Огареве.





Мария Кореневская: «У администрации президента есть важный принцип – выбирать изделия российского производства, если такое возможно. По этому критерию мы единственные в своем роде.




В коммерческом сегменте нас находят сами дизайнеры – люди, которые не смотрят за рубеж, а ищут достойные варианты в своей стране. Они доверяют нашему качеству, уверены в нашей надежности по срокам и знают, что мы можем откорректировать многие моменты даже по ходу производства».



Текст: Любовь Саранина. Фото: Андрей Сорокин

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное