На заре своей деятельности мастерская Dubidub во главе с Александром Дубровским занималась изготовлением интерьерных аксессуаров из сухих ветвей и пустотелов – стволов без «мякоти» и с окаменевшей оболочкой. Сегодня компания переключилась на мебель, созданную и собранную по старинным технологиям, которые достались Дубровскому в наследство от отца. Кредо Александра – внедрять культуру прошлого в современный дизайн. Рассказываем, как он подружил прошлое и настоящее.
Свое решение уйти от использования ветвей и стволов идеолог проекта объясняет так: «Мы решили переключиться на искреннюю заботу об окружающей среде. То, чем мы раньше занимались, не попадает под это описание. Со временем пришло осознание, что чтобы интегрировать предмет в домашний интерьер, в исходнике нужно убить все живое. Полиамидная химия на стадии обработки, чтобы избавиться от разрушающих материал насекомых, заем покрытие лаком в три слоя — все это далеко от понятия эко».
Герой признается: все, что он умеет, передал ему его отец. Он рассказывал Александру про технологию врезки реек в торцы дерева. Ей пользовались старые мастера, чтобы дерево при ссыхании и перепадах температур и влажности не растрескивалось и дольше служило, укрепляло породу.
«Также он упоминал о врезке поперечных трапециевидных реек, их еще называют ласточкин хвост» или на старорусском «сковородень». Рейки вставляют поперек всего массива, чтобы деревянный щит не расходился и плотно сидел, но при этом мог дышать и свободно менять форму от зимы к лету, от жаркого дня до холодной ночи».
В отделке используют натуральные масла на восковой основе фирмы Osmo
Рейки, добавляет Александр, удерживают массив и скрепляют, но не стесняют его, тем самым не давая ему погнуться и лопнуть. Позже выяснилось, что такие вставки делали еще в XI веке византийские иконописцы. Такие иконы можно видеть в государственных музеях по всему миру.
«Писали эти иконы на специальных деревянных досках, в середине которых есть вырезанная часть — «ковчег». Это углубление в массиве и расписывается художником, но мало кто задумывается, что этой деревянной основе может быть несколько сотен и даже тысяча лет. Меня поражает, что деревянное изделие, созданное неким мастером, прослужило более десяти веков и продолжает выполнять свои функции».
Чтобы соблюсти историческую справедливость, Александр и ко не используют в своем труде электроинструменты. С оговоркой: почти. В рамках подготовительных работ пользуются циркуляркой, чтобы распилить доски на бруски. Если и на этой стадии использовать только ручные приборы, вырастет себестоимость. В остальном на вооружении мастеров – пила, рубанок и стамеска. Первое время Александр пользовался отцовским и дедовским наследием, после мастерская стала наполняться недорогими современными аналогами, выпущенными крупной сетью гипермаркетов для дома, ремонта и сада. Они, отмечает герой, не идеальны, но со своей задачей справляются вполне.
Александр мечтает, чтобы созданные его руками объекты жили дольше, чем можно представить.
«Я понимаю, что на данный момент не могу создать настолько вечный предмет, но стремиться к этому доставляет удовольствие».