Самарский метрополитен введен в эксплуатацию в декабре 1987 года. На сегодняшний день он состоит всего из одной ветки и 9 станций, одна из которых наземная. Сейчас активно строится десятая станция метро — Алабинская. Строительство станции ведет специализированное подразделение Волгатрансстоя «ВТС-метро». Мы отправились на строящуюся станцию.


Строительство самарского метрополитена ведет подразделение ЗАО «Волгатрансстрой-Метро», которое было зарегистрировано в 2002 году в составе ГК «ВТС». Сегодня в коллективе «ВТС-Метро» трудятся более 300 человек.


Мы приехали на пересечение улиц Ново-Садовая и Осипенко и вошли в один из уже готовых входов на станцию Алабинскую.


Половина станции уже построена. Переходы, вестибюли, кассовые зоны.


А примерно так она будет выглядеть после открытия:


Станция строится открытым способом. Роется котлован, и в нем уже создаются монолитные конструкции.



Мы стоим уже на готовом к отделке перроне, а вдалеке виден бульдозер, который поднимает очередную порцию грунта на поверхность. А по середине вяжется арматура, и строится опалубка для заливки бетоном.



Сейчас со всех сторон слышен треск сварки. А вот и сами сварочные трансформаторы, как оказалось даже с нашей наклейкой.




Рядом строится фальшстена из блоков керамзитобетона. Она выполняет ряд функций. Во-первых, служит основанием для крепления облицовочных материалов, чтобы не нарушать целостность монолитной конструкции. Во-вторых, придает дополнительную шумо-, вибро- и теплоизоляцию. И в-третьих, между фальшстеной и монолитной конструкцией существует воздушная подушка, и при прорыве грунтовых вод через монолитную конструкцию, вода не повреждает облицовку, а стекает по фальшстене вниз и выводится через сливные сооружения.



Тут уже видимая часть станции заканчивается, и будет эскалатор к выходам. Но под ним еще предстоит построить множество служебных и технических помещений.



Отправляемся в тоннель до станции Российская. Проходим в служебные помещения. Сюда даже после открытия станции попасть можно только став работником метрополитена. Комнаты отдыха персонала, кабинет начальника станции, технические помещения — скрытая от посторонних глаз служебная часть станции по размерам не меньше открытой.


С другой стороны, где сейчас котлован, будут примерно такие же помещения. Спускаемся на рельсы. И отправляемся в сам тоннель. Первые несколько метров рельсы временные, но дальше уже начинаются капитальные.



Тоннель проходит непосредственно под улицей Ново-Садовой. Точнее тоннеля два, параллельно, каждый диаметром 5,5 метров. Между ними расстояние около 10 метров. Тоннели строились закрытым методом, проходческой машиной. Сейчас проходка не ведется и машина на профилактике.


Длинна машины почти 60 метров. Она способна проходить по 8 метров за смену. Смена длится 23 часа. Удивительно, но чтобы вывезти грунт после проходки 1 метра тоннеля требуется 5 грузовиков. Поэтому основная часть проходки делается ночью, чтобы проще было вывозить грунт и подвозить блоки.



Тоннель укладывается блоками шириной 1 метр и толщиной 25 см, изготовленная их армированного бетона марки 400. Они скрепляются болтами. В них так же есть отверстия, через которые закачивается бетон, чтобы заполнить возможные пустоты с внешней стороны.


На случай непредвиденных ситуаций, через каждые 100 метров делается переход между тоннелями. Он прорубается уже после методом точечного бурения посредством уставок алмазного бурения. Прорубается проход, после чего строится арматурная обвязка, монтируется опалубка и стены и потолок заливаются бетоном.




По стенам тоннеля останется проложить силовые кабели и кабели связи. Для этого потребуется около 100 километров проводов. А еще на высоте примерно 1 метр будет проложен контактный рельс для питания составов метро.



Для снижения уровня шума рельсы сварены.



Обратили внимание что тоннель идет волнами? Как оказалось это не случайно. Внизу тоннеля есть канал для отвода воды. Чтобы отводить воду тоннель слелан под углом, и в центре между станциями расположен большой колодец 5 метров в глубину и 5 метров в диаметре. Туда собирается вода с каналов обоих тоннелей. И с помощью насоса откачивается в общую канализационную систему города.




Тоннели в Самарском метро расположены относительно неглубоко под землёй. На глубине примерно 20 метров. А мы тем временем прибываем опять на станцию Алабинскую.



Совсем скоро Волгатрансстрой приступит к отделке станции. И мы сможем вернуться сюда опять, посмотреть как ведутся отделочные работы.



А на следующий год возможно удастся посмотреть за работой проходческой машины.


Фотография из архива ВТС, выход машины на станцию Алабинская:


Видео о нашей прогулке по строящейся станции метро.

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное