Основателя самой известной школы столярного мастерства Всеволода Полтавцева в детстве с позором выгнали из кружка «Умелые руки» — за «безрукость».



На фартуке мастера - автограф легенды Томаса Ли Нильсена, основателя компании Lie-Nielsen Toolworks, которая производит высококачественный столярный инструмент

Счастливый случай

Но пример деда – живописца, который увлекался работой по дереву, однажды привел его в художественно-техническое училище №75, откуда наш герой вышел круглым отличником с дипломом мастера 5 разряда. Тогда, во время учебы, Всеволод Борисович встретил своего первого большого наставника – преподавателя Юрия Александровича Михайлова. В небольшой группе до 15 человек он находил время для каждого. В то время в жизни юного столяра начала происходить магия встреч и событий, которую сам он описывает так.




«У меня есть ощущение, что всю жизнь меня как будто ведут за руку. Каждый новый шаг приводит к чему-то лучшему, чем было. Часто это просто удачное стечение обстоятельств».



Вид из школьного окна на Храм Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря

Одно из них случилось, когда после армии Всеволод никак не хотел идти на фабрику и вообще заниматься конвейерным производством. Тогда благодаря дяде архитектору он попал в известную реставрационную фирму «Смирвальд», которая занималась не только восстановлением зданий, но возвращала к жизни мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Попасть туда оказалось просто, а вот проявить себя – нет. Фирма базировалась в доме Пороховщикова в Староконюшенном переулке, и места там хватало не всем, или всем, но не молодому специалисту. Первые полгода Полтавцев провел на предприятии как разнорабочий. И снова – удача. Один из архитекторов увидел молодого человека, который месяцы не выпускал лопаты из рук, и отвел его к главному – Валентину Смирнову: мол, брали парня заниматься реставрацией, а он что делает?




Пушкинский литературный музей, Коломенское, Кусково, усадьба Гончаровых под Калугой – «Смирвальд» и Всеволод работали в основном на крупных объектах по госзаказу. Около пяти лет бригада принимала участие в восстановлении предметов интерьера гостиниц «Националь» и «Метрополь» — опыт был колоссальный, и именно он стал главным в дальнейшей судьбе Полтавцева.




«Многие предметы мы полностью разбирали и собирали заново. Созданы они были на рубеже XIX и ХХ веков, когда появилось технологичное производство и еще не были утрачены уникальные дедовские методы».




Однако реставраторы, подмечает герой, всегда находились в тени мастеров, которые создали предмет изначально: «Тень дедов рано или поздно вынуждает мастера помериться с ними силами». Мастер начал заниматься новоделом, но реставрацию не оставлял. Своего первого большого клиента он с коллегами заполучил, подав объявление в газету «Из рук в руки», и это был не нувориш с Рублево-Успенского шоссе, а Шведское посольство. После подтянулись представительства других стран – сарафанное радио тогда работало исправно. Это позволило столяру познакомиться с разными культурами и особенностями производства.




В 2005 году Полтавцеву и его коллеге Сергею Толканову пришел необычный заказ: нужно было выполнить компьютер в красном дереве. Так в профессиональной жизни мастера начался период так называемого модинга. В Америке это направление популярно, в России же Всеволод Борисович стал первым.




«Не будем забывать, что раньше техника имела деревянные корпуса, так что ничего сверхъестественного в этом нет»



Объемы были не такими большими, но позволяли заниматься только этим профилем – цена оправдывала трудозатраты. Однако в прибыльное дело вмешался кризис – сильные мира сего перестали заказывать статусную технику. Нашего героя ждал новый поворот.




Снова в школу

Любому известному мастеру приходится справляться с потоком людей, которые просят обучить их. Всеволод Борисович не стал исключением. Ему писали не только вчерашние студенты, но и люди, не связанные со столяркой, – для них это было разве что хобби. Так возникла идея открыть школу для любителей.




Первая попытка запустить ее на базе предприятия «Смирвальд» оказалась безуспешной. Было помещение, но вложиться в него Полтавцеву и Толканову пришлось самим. Деньги закончились, а вместе с этим пришлось расстаться и с местом.



Всеволод Борисович увлечен лошадьми. По иронии судьбы, с супругой, профессиональным коневодом, он познакомился на конюшне

Будущие учителя пошли простым путем: бросили клич в интернете и собрали с желающих учиться необходимые средства в счет дальнейшего обучения. С ремонтом помогли те же энтузиасты, и уже
1 апреля 2010 года школа столярного мастерства Всеволода Полтавцева заработала в полную силу.




Работали на шести верстаках, а первый и вовсе собирали все вместе. Небольшая группа занималась два раза в неделю. Сегодня их уже две, а верстаков — 26. «Точнее, две с половиной – еще ветераны, как мы их называем. Это те, кто отучился, но не захотел покидать стен школы», — добавляет руководитель.




Учебный план

Программа курса включает теоретическую часть и практику. К инструменту здесь прикладываются только на 5-6 занятии. Сначала учитель преподает азы заточки – причем, ручной, и объясняет это просто: «Если человек умеет это делать руками, он сможет работать и с электроинструментом. В обратном порядке это не работает». О предмете сам преподаватель знает все и говорит, что точить лезвие можно обо что угодно – хоть об бордюрный камень, как он это делал в армии. Но в классе для этого используют японские камни.




Далее класс изучает основы столярного инструмента и навыки работы с ним. Рубанок здесь разбирают и собирают так же быстро, как автомат на курсе молодого бойца. Затем ученики постигают азы различных соединений, причем используют дедовские методы расчетов. Необходимо это и чтобы познать, как стыкуются детали, и чтобы задействовать все столярные приемы – строгание, пиление, долбление.




В финале курса выпускники сдают зачетный предмет – табурет. «В нем заложена основа. табурет со спинкой – стул. Табурет, на котором едят, — стол. Табурет со шкафчиками – тумбочка. При его производстве ученик собирает все полученные знания воедино и применяет их», — объясняет выбор экзаменационного объекта учитель, который привил любовь к работе с деревом уже сотням своих последователей.

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное