Мастерская Сергея Солдатова и Евгения Киселева не кичится уникальными ручными техниками, но похвастаться ребятам есть чем. Их навык работы на ЧПУ-оборудовании отточен до того, что с его помощью они могут создавать не только декоративные элементы мебели и панно, но и изделия, требующие ювелирной точности. Мы встретились с современными Левшами и узнали, как изготовить детализированный крестик высотой со спичку и чье разрешение нужно для легализации такого бизнеса.




Гаражный старт

Сергей и Евгений стартовали десять лет назад: в 2006 они занимались различной плотницкой работой – в основном, строили дома и бани. Затем техпроцесс плавно переместился «с улицы в помещение»: в гараже площадью десять квадратов они обустроили небольшую мастерскую, а затем стали масштабироваться. Кочевание по помещениям привело их к сегодняшним апартаментам на сто квадратных метров, а также смене фокуса работы.



Заинтересовавшись поначалу тату-переводом фотографий на дерево, дуэт постепенно перешел к более совершенной форме изготовления изображений. Так в мастерской появился первый ЧПУ-станок, позволяющий создавать объемные панно и портреты.




Бизнес-крещение

Центр местной вселенной – программируемый колосс размером два на три метра, который дает возможность исполнить в дереве любую картинку. Например, одним из заказов умельцев стал портрет Владимира Путина. Ведущий вектор работы мастеров – изготовление икон и религиозной символики. Самарская Епархия сегодня – один из основных постоянных клиентов резчиков, а благословение на создание образов им лично дал владыка самарский и сызранский.



Текущий заказ от местного духовенства — гробница под плащаницу — конструкция 120 сантиметров в длину, 60 в ширину и метр в высотку. Декоративные элементы выполняются из бука и стилизуются под ручную резку, корпус выпиливается из липы. Чаще же всего – и от епархии, и от частных заказчиков – к Сергею и Евгению поступают просьбы об изготовлении икон.



Сначала мастера воздают STL-файл – барельеф, который по каноническому образу создается в программе по 3d-моделированию. Затем мастера воплощают его в дереве. Первый этап – черновой: станок щедрой рукой выбрасывает из заготовки большую часть материала.



«Для начала станок отсекает ненужное большим диаметром фрезы – у изображения появляются расплывчатые контуры. Затем очень тонкой фрезой диаметром 0,25 мм режет начисто: по итогу мы видим мельчайшие детали – ногти на пальцах, пряди волос святых, глаза, микроскопические буквы».



После – ручная доработка, включающая удаление ворса, шлифовку и полировку. Венчает процесс, как водится, покрытие защитными маслами. В приоритете – смеси Biofa на основе тунгового масла. Также мастера работают с патиной Renner, панно и художественные барельефы покрывают эмалью. Последняя, по словам Сергея, может добавить изделию видимой стоимости. А вот обычная краска, особенно в случае иконы, может сработать наоборот.



«Из всех резных икон, что я видел, лично мне понравилась лишь одна работа в цвете. Остальные в основном выглядели немного игрушечно – на любителя. Образ святого для религиозных людей – это мощь, а в случае с цветом все получается более кукольным».




Ручная резка vs ЧПУ-станок

По словам умельцев, при всей ценности ручной резки достичь доскональной детализации с ее помощью просто невозможно.


«Ручная резка подразумевает очень долгий рабочий процесс, а также резьбу по мягкой древесине. Мы работаем с твердыми породами – буком, ясенем, сосной, дубом: то, что может вырезать в них ЧПУ-станок, не сможет сделать вручную человек – качество будет гораздо ниже. Ручная резка, хоть и стоит дороже, но визуально отстает от автоматизированной работы. Да и времени на нее уходит куда больше: на станке икону можно сделать за неделю, руками – месяца за три. Поэтому, чтобы вырезать одно панно, нужно либо отложить все дела на пару лет, либо работать как в Таиланде. Там друг за другом идут сорок резчиков: первый грубо рубит стамеской лишнее, последующие работают тоньше, в конце – старики с огромным опытом выпиливают детали».



Знай Николай Лесков о навыках Киселева и Солдатова, возможно, героями гротескного сказа стали бы отнюдь не тульские мастера: здесь работают с невероятно мелкими элементами. Пример тому – миниатюрные нательные крестики, рельеф которых режется фрезами диаметром 0,1 мм – самыми тонкими из имеющихся на данный момент.



«Крестик – это всегда лотерея. Скорость станка на твердой древесине здесь минимальна, а фреза – очень тонкая, на просвет ее кончик не увидеть, только под лупой. При этом бывает, что одна фреза вырезает два-три крестика, а бывает – ломается, не вырезав и половину. Детали при этом микроскопические – руками такое не сделать».



Заказ мастерской того же толка – денежный буковый конверт толщиной 6 мм. Толщина каждой стенки – 2 мм, выборка под петли – 0,2 мм. Ребята называют его самым сложным своим заказом на данный момент.



«Для нас это был эксперимент. Клиент предложил нам сделать конверт толщиной полтора сантиметра – скорее шкатулку. Мы предложили ему попробовать изготовить гораздо более тонкое изделие. Делали, по сути, для себя – сомневались, что получится. По итогу все удалось: в конверт спокойно помещаются 20 пятитысячных купюр, а сам он тонкий, но достаточно твердый».




Всесильное производство

Мастера не зациклены на религиозной тематике. Уверяют, что могут сделать все – от шкатулки до лестницы или беседки. Производство последних также было одним из первых направлений работы мастерской. Сегодня заказчику могут предложить модифицированную версию уже обкатанных вариантов беседок или нарисовать индивидуальный проект, в котором найдется место всевозможным декоративным элементам. Их, кстати, не только вырезают, но и ваяют из коряг: найденные во время прогулок по лесу ветки здесь становятся дизайнерскими ноу-хау.



В топе заказов также обозначилась мебель. Солдатов и Киселев могут создать реплику авторского немецкого стола по фото или замутить авторский эскиз. Например, в числе проектов – стол, сучковые вставки которого не залиты полимером, а инкрустированы золотом.



Из дерева изготавливают даже крючки для шкафа: по заверениям, вешалки местного производства ничем не уступают металлическим аналогам и легко выдержали испытание подвешенными на них десятилитровыми бутылками с водой. Мечта тандема – создавать из дерева штучные пассажирские лодки с маленькими каютами. В обозримых планах – запуск производства параметрической мебели.



«Станки развязывают нам руки: все, что придет в голову, мы можем перенести в программу, и начать воплощать идеи в реальность. Вырезать можно любой геометрический элемент – от векторной головы оленя до фантазийных столешниц и кресел-качалок. К тому же, такое оборудование позволяют пилить не только дерево, но и стекло, зеркала, металл. Наш самый большой станок позволяет обрабатывать мрамор и гранит. Мы просто меняем фрезы, и все то, что вырезано из дерева, можем исполнить в камне».



Помимо привезенного из заграницы ЧПУ-гиганта, в мастерской используют ленточную пилу Makita LB1200F, торцовочную пилу Metabo KS216, краскораспылитель Wagner W665, рейсмус Dewalt DW733 и погружную циркулярную пилу Dewalt DWS520. Также черно-желтый бренд представлен ручным фрезером D26204 и рубанком D26500, шуруповертом DCF 815 D2. Еще одна марка, снискавшая славу в мастерской, — Bosch: ее резиденты в мастерской — шлифмашинки, шуруповерты, а также торцовочные пилы GCM12GDL и GTM12JL.



Отдавая дань оборудованию, умельцы не скидывают со счетов собственный труд. Купить программируемый станок – еще не значит стать профи резьбы. Раздачей указаний компьютеру в этом деле тоже не обойтись.



«Многие, кто покупал ЧПУ-станок, вскоре закрывали производство и продавали технику. У кого-то проблемы с реализацией – на этот рынок не так просто выйти, у кого-то – с терпением. Как правило, хорошее качество – это тонкие фрезы и долгое время обработки. Люди же не готовы вкладывать время и усилия, все хотят получать хорошие деньги за штамповку. Мы изначально не хотели покупать китайский станок, чтобы резать на нем деревянные ручки в подарок родным. Ежедневно мы придумываем новые способы применения оборудования, обсуждаем, как можно реализовать ту или иную идею в работе станка. В общем, развиваем навык и фантазию».


Текст: Любовь Саранина. Фото: Андрей Сорокин

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное