Известна старинная притча: когда человек попросил Бога слепить счастье, Бог вложил в его руки кусок глины. Вывод прост – каждый сам «лепит» свою судьбу. Так решила и Екатерина Карабаджак: медиа-менеджер оставила успешную корпоративную карьеру и взяла в руки глину. Причем, в прямом смысле этого слова. Екатерина – основатель и керамист московской студии плитки ручной работы Tile Atelier. Она уверена, что авторская плитка – это идеальный способ сделать интерьеры уютными и неповторимыми. Рассказываем, как глина превращается в керамический эксклюзив, почему изделия ручной работы дороже фабричных и как отличить брак от дизайнерской задумки.







Секреты кастомизации


Развитие авторской студии Екатерина Карабаджак, как опытный специалист по стратегическому планированию, начала с изучения рынка. «Я пришла к выводу, что в России у плитки ручной работы неплохие перспективы, этот сегмент еще недостаточно освоен. В Штатах, например, потребление плитки ручной работы – примерно десятая часть рынка в натуральном выражении, а в России на такие изделия приходится около 1 процента».





Творческие наставники Екатерины – керамисты известных студий «Moshkoff Studios», «Воронцово». Профессионалы раскрыли свои секреты, рассказали, как выбирать материалы с учетом их совместимости, резать из пласта и работать с гипсовыми формами, обжигать и декорировать изделия. Шаг за шагом, начинающий мастер постигала секреты ремесла, изучала технологии, приобретала инструмент, материалы и ценный опыт.





Екатерина говорит, что у авторской плитки есть несколько преимуществ. Это не просто красивый декор: керамика ручной работы дает возможность кастомизации. «Сегодня люди все чаще уходят от типовых решений, выбирая индивидуальные опции, в том числе в интерьерах, — отмечает основатель Tile Atelier. – Персонификация как дизайнерский прием очень актуальна, и наш продукт отлично решает эту задачу. Именно поэтому мы и называем себя ателье плитки. К тому же это возможность для творчества: мы даем нашему заказчику своеобразный «конструктор», из которого можно создать необычные, причудливые орнаменты. Предлагаем и готовые решения, варианты раскладки».





Творчество без границ


Плитка одной формы и комбинация ромбов, квадратов, кругов и овалов поможет расставить акценты, создать интерьерный эксклюзив. Такой материал, рассказывает Екатерина, будет отлично смотреться на кухонном фартуке, столешнице или барной стойке, в ванной или на лоджии. Плитка ручной работы хороша для оформления колонн и дверных порталов, она гармонична в зоне ресепшен, сочетается с деревом, металлом и бетоном. В ближайшее время основатель московского ателье начнет ремонт в собственной квартире: здесь авторский продукт будет представлен как самостоятельно, так и в ансамбле с белой фабричной плиткой одного из известных брендов. Словом, безграничное поле для творческих экспериментов.





Важное свойство плитки ручной работы – ее эмоциональность. Так называемые «тактильные» интерьеры сегодня востребованы во всем мире. Такие пространства наполнены предметами, которые притягивают взгляды и вызывают желание прикасаться, подолгу изучать переходы цвета, рельеф поверхности. Продукт изготовлен вручную, а значит, любой элемент керамической мозаики неповторим.





Екатерина отмечает, что есть и определенные сложности. Небольшие неровности геометрии – характерная особенность ремесленного продукта, поэтому укладка такой плитки требует большого мастерства. Легкий налет несовершенства, отмечает мастер-керамист, важно не путать с производственным браком. Если, например, треснула глазурь, плитку использовать нельзя. Браком считаются мелкие пузыри на поверхности плиток, сильно нарушенная геометрия.





Адресный подход


Своего конечного заказчика, владельца интерьеров, основатель Tile Atelier видит человеком творческим и неординарным. «Я работаю для тех, кто стремится к персонализации, просто любит керамику и знает цену ручному труду, — говорит Екатерина. Конечно, стоимость плитки ручной работы гораздо выше, чем у фабричного продукта. Но цена обусловлена сложным процессом производства. Например, для того чтобы вручную изготовить квадратный метр круглой мозаики, необходимо 5-6 напряженных рабочих дней». Вместе с тем, керамист отмечает: ручная работа – не обязательно очень дорогое решение. Чтобы украсить, к примеру, кухонный фартук в зоне варочной поверхности, достаточно 0,36 квадратных метра акцентной плитки, остальное пространство можно оформить очень недорогой фоновой. Результат – изысканное персонализированное решение за приемлемые деньги.





Отдельная категория заказчиков – дизайнеры интерьера. В России, отмечает Екатерина, этот сегмент пока еще остается неохваченным. Немногие дизайнеры знают о плитке ручной работы и о том, как максимально эффективно использовать ее в своих проектах. Керамист Tile Atelier активно решает эту проблему. Совместно с коллегами из Moshkoff Studios Екатерина разработала лекцию для интерьерных специалистов, первая такая встреча уже состоялась в столичной школе дизайна «Детали».







«Пирог» из глины


Студия Tile Atelier обосновалась на площадках московской школы керамики «Воронцово». Здесь, на творческой кухне, Екатерина – настоящий мастер-шеф. У керамиста свои рецепты. Уровень исполнения плитки ручной работы, утверждает мастер, не хуже фабричного: в студии тщательно отбирают материал и отсматривают готовый продукт. Глазури – только зарубежного производства, глина – отечественная и импортная.







Свою мастерскую Екатерина оснастила современным оборудованием. Здесь установлен гидравлический пресс на две тонны и механический – на тонну. Прессы, как и полки для сушки плиток, изготовлены на заказ. Для ручной работы — строительные шпатели, скалки, гипсовые формы, абразивные губки Dexter, специнструмент для керамистов американского бренда Xiem. Сушат плитку на листах гипсокартона, а обжигают в печах Rohde – их мастер использует на правах аренды.







Процесс создания ремесленного продукта многоэтапный. Глину необходимо отобрать, подготовить пласт или пресс-формы, в зависимости от технологии. В первом случае глину раскатывают, как тесто и по шаблонам вручную вырезают отдельные плитки, во втором – выполняют отминку. После этого сырые плитки сушат, шлифуют и обжигают при температуре 1000-1100 градусов. После этого начинается самое интересное: роспись и покрытие глазурью. Часть плитки Екатерина декорирует сама, а роспись надглазурными красками доверяет профессиональным художникам по керамике. Следующий шаг – второй обжиг, при необходимости – дополнительный декор, сортировка и, наконец, упаковка. Готовые композиции и мозаику к заказчику отправляют на специальной сетке – для удобства укладки.





Сегодня Tile Atelier готовит капсульную коллекцию, а основатель студии собирается в лондонский колледж искусств Сент-Мартинс. Здесь Екатерина Карабаджак возьмет мастер-класс у ведущих британских керамистов. «Меня вдохновляют фэшн-индустрия и работы знаменитых и талантливых коллег», — признается Екатерина. Значит, впереди у Tile Atelier – новые творческие проекты, в основе которых – эстетика и эмоции.

Продолжить чтение: