Сергей Плеханов – профессиональный резчик по дереву, член творческого союза художников России, его работы на тему природы, истории и религии выставляются в небольших музеях и скупаются частными коллекционерами.

А еще Сергей уже пятнадцать лет учит вырезать по дереву мальчишек из клуба юных техников «Энергетик». Мы узнали, сколько времени ушло у его воспитанников на первую работу, суров ли с ними преподаватель и как он сам относится к тенденции автоматизации своего ремесла.

 

 

 


Резьба старой закалки

Любовь к художественной резьбе, по словам Сергея, «стукнула» в пять лет и осталась на всю жизнь. Своему искусству Плеханов нигде не учился: примером был дед – Александр Павлович Плеханов, в свое время украшавший резьбой наличники. Именно он привил любовь к традиционному ручному труду. Теперь уже Сергей передает другим свои знания: педагог по образованию, пятнадцать лет назад он решил совместить профессию в дипломе и любимое ремесло – стал руководителем студии резьбы по дереву клуба «Энергетик» в поселке Красная Глинка в городе Самаре.




Работа здесь позволила ему оборудовать небольшую мастерскую. Стены скромного кабинета увешаны готовыми картинами, стол завален резцами и стамесками. Электроинструмента мало: например, есть виброшлифовальная машина Makita BO3700 и фрезер Phiolent R2-620E.



Так же, как и его наставник, Сергей является приверженцем традиционных технологий, радикально высказываясь против созданных на станках изделий.




«Я, наверное, старорежимный человек. Для меня работа на станках с ЧПУ – это не резьба, а декоративная обработка дерева. Резьба – это когда изделие идет от сердца, а ребенок кропотливо занимается ей полгода. Все остальное – это промысел. Меня часто приглашают быть консультантам в автоматизированных мастерских, но я никогда не соглашусь. Здесь мальчик вкладывает в изделие душу, а что может вложить в него станок?»




Учеба для усердных

По словам Плеханова, ребята в «Энергетике» учатся толковые и «неиспорченные», к тому же -усидчивые.


«Им, может, и хочется побегать, а здесь пахать надо: работают же и руки, и мозг».


Пятнадцатилетний Дима Макшанкин ходит на уроки по резьбе уже два года. Свою первую картину – дерево, прислоненное к нему ружье и лес на фоне – он делал полгода. На очереди вторая. Мчащегося на колеснице война в доспехах он планирует вырезать на пару месяцев быстрее.




Эскизы будущих панно ребята выбирают и рисуют самостоятельно, затем переносят рисунок на дерево и начинают орудовать стамесками.



Дима Макшанкин: «В первый раз сложнее всего было вырезать мелкие детали, большие давались гораздо проще. Еще одна проблема – волокна. Резьба вдоль волокон – обязательное условие, иначе ты будешь плыть против течения. К тому же будет некрасиво, картина покроется буграми. В остальном ничего сложного и нудного: ты увлекаешься, и два часа проходят, как пятнадцать минут».



«Сергей Владимирович – строгий, но справедливый», — рассказывает Дима. Сам преподаватель находит общий язык как с подростками, так и с взрослыми людьми. Обучиться традиционной технике объемной резьбы к нему приходят и представительные мужчины сорока-пятидесяти лет. Никаких дополнительных сложностей в этом случае, отмечает Плеханов, с ними не возникает. Так же, как и юные техники, они прилежно учатся и уже через год обучения достигают первых успехов.




Восстание машин

Дед Сергея творил, когда ни о каком программируемом оборудовании не было и речи. Тогда, отмечает Плеханов, профессия резчика была одной из самых высокооплачиваемых. А уж если приняли в союз художников – «считай генерал»: государство высоко ценило ремесло и активно обращалось с заказами.




В 2015 году Сергею присвоили звание «Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области», но миллионером он от этого не стал. Приход станков позволил в несколько раз удешевить техпроцесс. И теперь, хотя в списках клиентов Плеханова еще значатся бюро «Туполев» и воинские части, подавляющее большинство заказов приходит от частных лиц – истинных ценители ручной резки. Для них Сергей делает ножи, трости, топоры с фантазийными ручками, подставки под трофеи, рамки для фото, а также декоративные панно с христианскими, фольклорными и пейзажными сюжетами.




В год Сергей вырезает до тридцати ножей, икон же делает куда меньше – всего две-три.




«Вручную икона делается порядка двух месяцев, а на станке – пару дней. Я же считаю, что изображение святого – это нечто выстраданное, к этому нужно прийти, поэтому не могу частить с такими работами».




Для своих изделий Сергей использует как твердые, так и мягкие породы дерева: на панно идут липа, ольха, кедр, бук, ручки топоров вытесываются из березы.




Примечательно, что Плеханов не покрывает свои работы лаком или другими защитными материалами.




«Вы же не будете ничего строгать на декоративном панно – висит оно и висит. Что же касается перепадов температур, то его боится любое дерево, неважно, покрыто оно чем-то или нет».



Текст: Любовь Саранина. Фото: Андрей Сорокин

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное