Два года подряд команда самарского проекта «Том Сойер Фест», который мы поддерживаем, занимается восстановлением исторической части города. Одним из участников марафона является Сергей Пимахин. Современный зодчий (резной-наличник.рф) не только реинкарнирует наличники столетних деревянных изб: старинные образцы резьбы и орнаментов он переносит на фасады новых коттеджей.




Городские реновации

К резьбе Сергей пристрастился семь лет назад. По его словам, любовь к работе по дереву он захотел направить не на расхожее производство мебели, а на то, к чему у него, как у настоящего Самарца, лежала душа.



«Меня вдохновила старая Самара: теремки, которые до сих пор сохранились, но, к сожалению, постепенно приходят в упадок».

При этом Сергей занимается не только реставрацией увядающих зданий: основная его деятельность направлена на декорирование загородных новоделов.




«Сейчас к людям возвращается традиция постройки деревянных домов. Соответственно, они неизбежно приходят к пониманию, что дом без украшений — пустой. Каждый дом должен быть индивидуален не только в плане проекта. Минимализм европейских коттеджей со сплошными прибитыми досками долгое время всех устраивал, они росли, как грибы, совершенно неотличимые друг от друга. А душа просит чего-то своего, каждый пытается передать своему дому особые черты. Это же то, что передается по наследству».

Синтез поколений

Так в своей работе Сергею удалось подружить исторические ценности и актуальные тенденции. Вдохновляясь деревянными орнаментами конца XIX века, он создает современные наличники и декоративные элементы.




«Любое творчество состоит из базовых начал и чего-то своего. Все рисунки я изначально „снимал“ с наших самарских домов. Гулял по городу и брал на заметку общую композицию и некоторые характерные элементы. Сегодня я ищу оптимальные образы в интернете и дорабатываю их в соответствии со своими представлениями».

При этом, по словам Сергея, резьба на домах — своеобразный символ идентичности каждого региона. Стиль самарских наличников так же индивидуален и отличителен.



«На здешних наличниках пересекаются различные мотивы: город строили бригады из разных мест, каждая привносила что-то свое. Тем не менее, есть и отличительные штрихи. К примеру, сибирские наличники тяжелые, массивные, сделанные глухой резьбой. Наши — ажурные, из легкой древесины, с прорезными просветами».

Сегодня Пимахин также старается не нагружать дома излишним весом: для наружной обшивки и узоров он использует легкую бессучковую сосну, которая к тому же легко может прожить полтора века.




«Недавно мы снимали старые сосновые наличники, которые простояли 150 лет. Если бы их элементарно подкрашивали, они, несмотря на свой почтенный возраст, прожили бы еще дольше. Сосна сама по себе пропитана смолой, что является для нее природным консервантом. Дополнительно я обрабатываю изделия антисептиками, которые сохраняют вид доски до сорока лет даже в тяжелых условиях и продляют срок ее службы».


Рабочий инструмент

Компактная мастерская Сергея расположилась во дворе его частного дома. В ней — внушительный запас древесины и целый арсенал всевозможной техники. На небольшой площади обнаруживается погружная пила и шлифовальная машинка марки Makita, два фрезера — Felisatti и Hitachi, сверлильный и рейсмусный станок от JET, циркулярная пила и пылесос «ИНТЕРСКОЛ», захватывающий даже самую мелкую пыль.




Также в столярке находится лобзик бренда Hilti: по признанию Сергея, аналогичные станки других марок не справляются с нагрузками его мастерской.





Эстетика резьбы

В выборе клиентов Сергей и его команда избирательны: работают только с теми, кто так же понимает ценность резьбы и что украшение дома — это не «излишество», а уют. Внешний облик при этом продумывают от и до: мастера могут изготовить не только обрамление окна, но и продумать деревянную отделку всего дома.




«Мы работаем комплексно, делаем свою работу „под ключ“ — от проекта до установки. Отдельно взятый декоративный элемент может не сочетаться с остальным домом. К тому же сам дом диктует свой стиль, и не каждый элемент подойдет тому или иному зданию. Мы приезжаем на объект и смотрим, что подойдет, учитывая желание заказчика. Противоборство взглядов позволяет найти компромисс и достичь самого интересного варианта.»


«„Том Сойер“ был интересен самобытностью старой архитектуры: дома, участвовавшие в проекте, были срублены так, что не добавить — не прибавить: весь узор и декор на своем месте. Мне интересно работать с клиентом, который ищет идеал вместе со мной».

Конкретных тенденций в резьбе сегодня Сергей не отмечает. Главное для него — не изменять своему стилю.



«Я придерживаюсь „светлой“ стороны и стараюсь не уходить от русской тематики и мотивов русской природы, даже когда речь идет о геометрии. Оскалы и волки с когтями не для меня».

Стандартный заказ для дома на 12 окон команда Пимахина выполняет за полтора месяца. Помимо наличников, в его столярке изготавливают лестницы, ветряные и водяные мельницы, а также интерьерные элементы — например, могут обрамить в деревянные кружева зеркало.





Курсы подмастерьев

Как уверяет Сергей, он не стремится покрыть резными наличниками всю Самару, но хотел бы показать другим все очарование процесса их создания. Для этого у себя в мастерской он проводит мастер-классы. На сборах под его руководством, например, уже собирали сложносочиненный раскладной стул, вместе с детьми сооружали скворечник и вырезали из дерева пистолетики и снежинки, изготавливали настенные часы, параллельно осваивая браширование и склейку.




«Люди сегодня хотят сделать что-то своими руками, почувствовать и увидеть, как в готовое изделие превращается невзрачный кусок дерева».


Текст: Любовь Саранина. Фото: Андрей Сорокин

Продолжить чтение: