Пока космические корабли бороздят просторы вселенной, в Санкт-Петербурге пошли другим путем: здесь с 2014 года строят 54-пушечный корабль 1712 года «Полтава», в проектировании которого участвовал лично Петр I. Как забить в корпус болт длиной 3,5 метра, работать на морозе и воссоздать облик императорского проекта спустя века? Мы отправились на верфь, чтобы найти ответы.



Что такое «Полтава»

В 1709 году Петр I в честь победы над шведами в Полтавской битве дал указание построить первый в истории русского флота 54-пушечный линейный корабль. Название типу корабля дала тактика боя, когда суда выстраиваются в линию так, чтобы бортовые пушки были направлены в сторону врага.



На воду «Полтаву» спустили в 1712 году, а уже через двадцать лет разобрали на верфи в Кронштадте. В 2008 году группа энтузиастов, которая болеет делом восстановления деревянного судостроения, решила воскресить символ военно-морской мощи России.



Восстановить по памяти

К работам приступили в 2014 году, заручившись поддержкой Газпрома и лично Алексея Миллера. Остаток зимы – строить начали в конце февраля — фактически работали на морозе: как таковой верфи еще не было, теплый ангар только-только начали возводить.



В грандиозный проект включились простые романтики, от уличных музыкантов до байкеров и социологов, а костяк составили те, кто в 1990-е работал над воссозданием петровского же фрегата «Штандарт». Многие петербуржцы помнят его по фестивалю выпускников «Алые паруса» — именно он с 2005 по 2009 годы поздравлял их с окончанием школы.



Как говорит главный строитель проекта Михаил Плеханов, новички учились на месте – у опытных наставников, по чертежам и еще досоветским пособиям. Главная сложность и самый увлекательный момент – сделать аутентичный корабль, то есть такой же, как спущенный на воду в 1712 году. Но не все так просто.



Чертежей той самой «Полтавы» не сохранилось, но в распоряжении проектного отдела верфи есть два чертежа схожих судов из папки главного строителя петровского корабля Федосея Скляева, а также фундаментальные знания об английском кораблестроении. Над детальным воспроизведением работает целый штат историков, музейщиков – добрались не только до профильных институций, но и до Русского музея и Эрмитажа.



Проектирование до сих пор идет параллельно со строительством. Все же найденные артефакты и документы сейчас висят на верфи в качестве экспонатов своеобразного музея. Главный же арт-объект постоянно меняется, растет, пугает и восхищает своей мощью одновременно.



Совсем скоро, в 2018 году, он займет свое место в доке парка 300-летия Петербурга как часть комплекса из Морского музея и Музея морской археологии. В море он ходить не будет – не потому что не хочет, а потому что команда из 130 человек делает историческую реконструкцию, а она, по логике, не может соответствовать современным нормам безопасности судоходства.



Как построить корабль из прошлого?

Очень просто: соблюсти технологии того времени. Например, отлить пушки на Ижорском и Кировском заводах по ведомостям 1718 года. Однако современные приемы все же используются – это нужно, чтобы корабль простоял в доке как можно дольше – лет двести, как планируют реконструкторы.



Наличие электроинструмента значительно облегчает участь в цехах: на верфи «Полтавы» рабочие используют продукцию JET, а также смекалку, чтобы оптимизировать процесс. Так, чтобы отполировать будущую мачту, местные придумали ускорить процесс с помощью наждачной ленты.



Далее, если раньше дерево сушили три года, прежде чем использовать, сейчас есть специальные пропитки, которые гарантируют долговечность. Лес везут со всей страны – Тула, Брянск, Саратов, Кавказский регион. Традиционно, корпус делают из дуба, обшивку и палубу – из лиственницы.



Отдельного внимания заслуживает изготовление обшивки. Сначала лиственницу выпаривают пятнадцать часов в специальной печи, которую здесь смастерили сами. Это нужно, чтобы балки стали гибкими.



Понять размах стройки можно, если обратить внимание на гору из стволов почти напротив ворот.



Каждое из них пронумеровано, и счет перевалил за 1700 – около 1800 ушло на возведение оригинальной «Полтавы».



После их гнут, ставя в специальные упоры, направляющие и под пресс.


К станку

Больше всего техники в так называемой рангоутной мастерской. Рангоут — это совокупность всех деревянных деталей корабля, предназначенных для несения такелажа и парусного вооружения. Проще говоря, это мачты (они вертикальные) и реи (горизонтальные). Они — полые, что, по словам мастеров, дает большую устойчивость кораблю и делает их более прочными. Каждый рангоут состоит из восьми частей, которые делают на фрезерном станке JET JWS-2900.



На ленточнопильном станке Powermatic PM1800B изготавливают достаточно мелкие детали такелажа, но ровно пропилить он способен и такую стопку.



Раскрой досок производят на мощной циркулярной пиле JET JTAS-12DX, у которой можно регулировать угол наклона.



С рейсмусовым станком Powermatic 209HH (на фото слева) вышла забавная история.



Когда бригаде нужно было сделать 23-метровую мачту, в цеху просто не хватило места, поэтому двигать решили ни многометровые заготовки, а сам станок.



Для этого поставили его на гидравлическую тележку — и поехали.



Примерно таким же способом любая из махин перемещается по мастерской, потому как каждая может пригодиться на любом участке.


Парусный цех

Паруса тоже шьют на территории верфи, и тоже из современных материалов со специальной пропиткой. Всего на «Полтаве» их будет десять, а общая площадь полотен составит 1105 квадратных метров. Чтобы их закрепить, понадобится 2000 люверсов.



Ручной труд

Больше всего работают руками столяры. Краснодеревщики используют станки только для предварительной обработки, после чего в руках появляются киянки, зубила — полный набор ручного инструмента.



В основном цеху, на удивление, тоже не обходится без приемов, которыми пользовались на верфях три века назад. Забивать болты в корпус приходится, как встарь – молотом.



Мы застали момент, когда в нос заколачивали снаряд длиной три с половиной метра – это абсолютный рекорд, и таких болтов в корабле два. А корабль – один во вселенной.



Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное