Гусев Александр Алексеевич, старший научный сотрудник Самарского филиала Физического института академии наук, кандидат технических наук. Именно с этим человеком мы познакомились в Самаре, сердце авиастроения России. Опубликовал более 30 научных работ, связанных с лазерной технологией. Работая более 30 лет в ФИАНе, каждый день не прекращает верить в научный прогресс, постепенно двигая его и в своей сфере.




Понятие профессионал подразумевает некий процесс обучения и использование полученных знаний для создания результата, которого до вас не было

В 84-ом я окончил технический институт и сразу же устроился в ФИАН. В то время Куйбышев обладал мощным ВПК и был закрытым городом. Разработку лазерных технологий отдали именно нашему городу, привязав ее к промышленности. После смены руководства мы стали развиваться автономно и научным сотрудникам пришлось ходить по всем заводами и искать задачи для лазеров.




Поймите, понятие профессионал подразумевает некий процесс обучения и использование полученных знаний для создания результата, которого до вас не было. Наша деятельность – научная – это постоянное движение вперед, открытие нового. Мы создаем будущее, то, чего еще никто не знает.




Первое, что мы нашли для применения лазеров – подшипники. Проблема заключалась в том, что для создания 10 тысяч подшипников необходимо было произвести миллион подшипников. Больше 90% просто уходило в брак, поэтому их себестоимость превышала в несколько раз затраты на одну единицу. Дело в технологии — завальцовке или механическом креплении защитных шайб с помощью пружинных стопоров к наружному кольцу подшипника. Если защитная шайба плохо закреплена, то она шумит, болтается, смазка из зоны качения подшипника вытекает. Это брак. Мы предложили альтернативу механическому способу крепления — приварка защитных шайб к наружному кольцу подшипника импульсной лазерной сваркой. И, знаете, нам не верил никто, все нас просто считали за пацанов-выскочек: нам тогда было по 23-24 года. В этом и состоит трудность прогресса – его отторжение. Это первый этап любой новой идеи. Идею понимает только тот, кто ее предложил, более того, только предложивший идею может ее реализовать.




…нам не верил никто, все нас просто считали за пацанов-выскочек… В этом и состоит трудность прогресса – его отторжение

Мы буквально подпольно начали брать дефектные подшипники и чинить их с лазером. В результате получались изделия, готовые работать с максимальной эффективностью. Очень долгим и трудным путем мы добились, чтобы люди в это поверили. Вскоре на завод были установлены лазеры.



Лазерная резка — это самое простое, что может лазер. Включил, дунул туда кислорода и можно резать. Начиная с самого тонкого – микронных пленок, заканчивая листами брони. Все зависит от мощности лазера.




Вообще, что такое лазер? Проще говоря, это свет. Мы создаем определенною частоту в механизме, и появляется заданный цвет. Возьмем за пример радугу. Смешав ее, мы получим белый свет. При сжатии этих цветов мы получаем сжатую энергию. Так как естественный белый свет мы получить не можем, мы берем любой другой цвет. Один цвет сам по себе меньше в сжатом состоянии, чем сжатые несколько цветов. Из-за этого плотность мощности такого лазера будет намного больше. Это как эффект лупы, когда мы максимально фокусируем луч солнца в маленькую точку. Поэтому лазеры, в основном, одного цвета или инфракрасные, невидимые нашему глазу.



Всё что делается, делается для того, чтобы сокращать человеческий труд

Лазер может создавать температуры, больше чем на поверхности Солнца – 6000 градусов по Цельсию. Для него не существует материала, который невозможно разрезать. Полуметровую стальную бронеплиту лазер режет где-то 1-2 см\сек. Раньше это резали плазматроном – громкой штукой, которая резала несколько часов и создавала много дыма и искр. Однако востребованность лазера оказалась больше в микро-резке. Хороший тому пример – это две стальные ленты, покрытые полиэтиленом – броня для кабельной связи. Их размер 200 микрон или 0.2 миллиметра. Трудность производства именно в ленте, так как сами кабеля производятся 1 метр в секунду без остановки, а катушка с лентой защиты заканчивается. В этом и помогает лазер: он сваривает две ленты и процесс продолжается без перерыва.




Всё, что делается, делается для того, чтобы сокращать человеческий труд. Отсюда и популярность робототехники. Посмотрите рекламу автомобиля Volkswagen – он сварен полностью лазером. Эту тему больше 20 лет назад немецкие автопроизводители озвучивали здесь, приезжая к нам. Ведь лазер может хорошо резать металл и под любым углом, делая обтекаемые формы кузова, которые сейчас почти у каждого автомобиля. Хоть круглой делай. И посмотреть на наши машины: «пятерка» или «семерка» — квадратные. Причина таких форм – металл, он просто рвется. Чем толще металл, тем тяжелее его гнуть, а чтобы его загнуть, особенно в углах, приходилось его греть. А как только металл нагреваешь, штампуешь, он начинает окисляться со страшной скоростью. Почему у нас машины и ржавели быстро.



Когда люди перестают смотреть вперед и думать, прогресс их быстро обгоняет. Смысл первенства, лидерства в любой сфере – постоянное вкладывание в развитие


Мы предложили НТЦ «Автоваз» лазерную резку. У немцев эта технология только разрабатывалась. Нам же технология была известна, и это сулило хорошим прогрессом для наших машин. Взяли пробы металла. Оказалось, что делают они машины из 0.8 КП. На вопрос: «Зачем из нее?», мне сказали: «Во-первых, она дешевая, а во-вторых гнется легко». Минус этой стали в ее недоварки, куче примесей. Создана она еще в Великую Отечественную, когда нужно было побольше и побыстрее. Мы создали несущий корпус, который был весь сварен лазером, что облегчило бы машину и сделало ее более прочной. Они на наши технологии плюнули и не захотели менять оборудование на лазерное, мотивируя большей тратой денег и трудностью технологий. Немцы тогда объяснили свой план так — перейти от машин к лодкам, самолетам и ракетам. Они этого добились. Ну вот и где теперь наш «Автоваз»? Когда люди перестают смотреть вперед и думать, прогресс их быстро обгоняет. Смысл первенства, лидерства в любой сфере – постоянное вкладывание в развитие.

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное