Этого героя рубрики «Золотые руки» нам посоветовал Михаил Макаревич, о мастерской которого мы недавно рассказывали. Валентин Иванов, или Добрый Плотник, живет в Беларуси, у него нет собственной мастерской, а работать он предпочитает руками и стамеской, продолжая дело легендарного американского плотника Сэма Малуфа. Его стулья узнаваемы, и мы с трудом смогли отличить их от стульев нашего героя.




Гены решают

«Когда горит огонь творчества, для меня это невыносимо, и эту жажду нужно утолить», — рассказывает о своем пути Валентин Иванов, известный в Сети как Добрый Плотник. Видео на его канале в YouTube набирают по несколько тысяч просмотров – для мастера из белорусской глубинки космические цифры. А началось все с глубокого детства – без наследия генов, как отмечает наш герой, не обошлось. Прадед был кузнец, и в анналах религиозного зодчества до сих пор сохранилась церковь, купола которой венчают кресты, созданные прямым родственником Доброго Плотника.




«Однажды, когда я был подростком, я проходил мимо мастерской резчика, и увидел, как он вырезает скульптуру Иисуса Христа. Я был заворожен тем, как из досок появляется этот образ».


Выбор, кем стать после школы, был предопределен. Валентин получил диплом мастера-резчика, и, в отличие от большинства сверстников, ни минуты не пожалел об этом.




«Руки после стамесок в конце дня горели, но то, что получалось, приносило чувство радости, которая переполняла меня».

Сегодня мастеровой творит в своем доме, но не в привычной мастерской. Под рабочее пространство он приспособил необжитую комнату, но уже планирует отстроить помещение под производство и установить деревообрабатывающие станки итальянской марки SCM.




Наследие гениального плотника

В узких кругах почитателей редкой деревянной мебели и профессионалов Иванов известен и как продолжатель дела известного американского плотника Сэма Малуфа, ушедшего в 2009 году. Мастер стал знаменит в середине XX века как адепт естественных форм. Наверняка многие, кто интересовался деревянной мебелью, первым делом находили в Сети кресла-качалки, которые принесли ему славу. В числе ищущих вдохновения в интернете однажды оказался и Добрый Плотник. На фото выше его работа — слева, на следующем — внизу.



«Пластичные формы покорили меня с первого взгляда. Тогда я подумал, как чудесен человек с его удивительной анатомией: вы не найдете ни одного угла в строении костей и мышц. Строители тела совершенствуют его в фитнес-клубах. Малуф делал то же со своими стульями, находя оптимальную форму для человека. Теперь, когда я понимаю, что обычный стул может быть таким красивым, я не могу сколотить из досок табурет».



Эргономика и плавность линий американского гения действительно впечатляют, а работы Иванова неопытный взгляд не отличит от произведений ушедшего плотника. Таких форм, говорит Валентин, и по сей день мало, и они пользуются спросом у любителей диковин, а у непосвященных вызывают удивление.



«Крайняя работа – кресло-качалка – для многих удивительна. Ведь в культуре наших отцов и дедов таких вещей не было – понятия о красоте отдыха тоже, и нам еще предстоит привыкнуть к новой эстетике».




Понятно, что такая вещь не может стоить дешево (правда, в вопросе цифр Валентин уклончив и предпочитает их не называть), но в качестве аргумента мастер противопоставляет себя бездушному серийному производству с ЧПУ. Говоря об этом, он снова вспоминает своего кумира.



«Когда Малуфу предложили выкупить его дизайны и запустить в серийное производство, он отказался, хотя цена вопроса была – 20 миллионов долларов. Он сказал, что его стулья должны излучать тепло рук мастера, в них должна жить его душа. Я тоже стремлюсь к тому, чтобы постичь истинную красоту дерева и формы».




Как это сделано

Отсутствие станков Festool – не повод не создать красоту, уверен Валентин. Это правило он уяснил для себя благодаря своему учителю Игорю Перфильеву. Тот повторял: железо не должно вас съесть, и его отсутствие не должно стать препятствием к осуществлению идей. Добрый Плотник чтит этот постулат и пока делает свои стулья без станков. Конечно, есть базовый парк инструментов Bosch, где заглавную роль играет УШМ, а также циркулярка Ryobi 1800.




«Я использую только ясень, потому что он доступный и упругий. Покупаю в лесничестве, а сушу под навесом около трех лет».

Основные манипуляции в производстве стула занимают примерно неделю – мастер подчеркивает, что в основном работает руками, добиваясь плавных линий. Начинается все с эскиза, затем он придает деталям нужную форму с помощью стамесок Pfeil. Затем – нудная и пыльная работа с абразивами, начиная Р40 и заканчивая 2000.



Перед полировкой две недели уходит на пропитку маслом, которое Валентин смешивает сам – из тунгового, льняного масел и полиуретана: всех частей поровну, замешать на медленном огне – готово. Наверное, будет лишним упоминать, что этот рецепт изобрел Сэм Малуф.


Фото: Андрей Мацур

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное