За три года команде «Кузницы Вёлунда» удалось стать хитмейкерами фестивалей исторической реконструкции и заиметь представительство на Старом Арбате




Личное дело

Когда Антон Тишков поступал на факультет политологии Российского университета дружбы народов, он планировал работать в МИДе. Несмотря на угасший со временем интерес к гуманитарной науке, вуз Антон все-таки окончил, овладев параллельно английским и испанским языками. Резонно отметив для себя, что волка кормят ноги, после выпуска герой устроился в крупную компанию риелтором, но – снова заскучал. Тогда он вспомнил о своей давней страсти, которую привил ему дед, военный врач. В 7 лет он подарил внуку наградной кортик, тот заболел железом и к своим 28 годам собрал коллекцию из нескольких десятков клинков разного калибра и ценности. Дебютных заходов к импровизированному горну было два. Первый случился, когда Антон еще учился в РУДН.




В 20 лет я понял, что хочу сделать нож сам. Поехал на дачу, нашел железку и пытался заточить ее болгаркой



Поняв, что знаний явно недостает, Тишков принял политически правильное решение: учиться, учиться и еще раз — учиться. Нашел в интернете форум о металле и его обработке Ostmetal, прошерстил сотню объявлений мастеров о поиске подмастерья и отыскал «Учебник сельского кузнеца» 1957 года выпуска: «Там все изложено доступно, осилит даже гуманитарий». Почерпнутой информации хватило, чтобы раздуть угли энтузиазма. Антон снова рванул на дачу, купив на Avito пылесос «Тайфун» и прихватив уголь, таз, плоскогубцы, кусок водопроводной трубы и двутавра. Через четыре часа, стоя с двузубой вилкой в руках, он понял, что подручными средствами явно не обойтись, а знания нужно приобретать не с бумажных носителей, а в кузне.




Под руку снова попался форум и объявление ныне ушедшего художника, архитектора, кузнеца Валерия Кравченко, у которого была мастерская в Москве на Большой Пироговке. Антон отправился к нему незамедлительно. Спустя несколько месяцев, освоив азы кузнечного дела, он нашел другого мастера – Александра Колесникова.




«Я прицепился к нему, как клещ. Он не хотел меня брать в подмастерья, но я был настойчив – это качество привила мне работа в продажах».




После двух-трех визитов к учителю Тишков оставил основную работу, твердо решив стать железным человеком. Приходил за час до мастера, прибирался, разжигал горн, экспериментировал. Днем работал в тандеме с Колесниковым: «Он собирает, я зачищаю и параллельно заваливаю вопросами», а покидал кузню в 12 ночи. Здесь герой научился варить и собирать изделия. Здесь же получил свои первые деньги за выполненный в дуэте заказ. После закрытия мастерской Колесникова Антон поскитался по разным кузням, понимая, что идеальные условия он сможет себе создать сам. Опыта уже было достаточно, знакомств – тоже, и они позволили ему начать свое дело. Однажды коллеги предложили снять оборудованное под кузницу помещение: «Почти бесплатно, по нынешним меркам».




Первые шаги

Заехал в кузнечные палаты Антон в гордом одиночестве: ни мастеров, ни заказов. Первые два месяца работал в минус – не голодать и обеспечивать себя материалом помог золотой парашют, который Тишков обеспечил себе сам, проработав энное время на фондовой бирже. Чтобы собрать команду, дал объявление на том же форуме, с которого когда-то все закрутилось. Но в отличие от бывалых мастеров, энтузиастам в первый день предлагал не подметать пол, а сразу устраивал трай-тест (от англ. try — пытаться). Только так, говорит, можно было понять, есть ли способности у человека, или ему стоит вернуться к музыке, науке, прежней жизни.




Пока набиралась команда («Оставался один из десяти»), Антон производил изделия впрок и ковал мелочи, которые помогли бы держаться на плаву еще какое-то время. Например, придумал продавать кованые розы в цветочных лавках: «Стоила такая столько же, сколько средний букет, а память оставалась». Здесь ему снова пригодился талант продажника, который ранее раскрылся в работе риелтора и трейдера.




Команда

Повар, менеджер, архитектор, инженер, учитель физики, три музыканта, палеонтолог, востоковед – все они попали в кузню, так же как и Антон, по велению сердца. Многих из них сблизила историческая реконструкция. Так, например, в коллективе появилась Айя Шемаханская, которая отвечает вообще за все: торговля, бухгалтерия, продвижение, даже курирует отдел дизайнеров и принимает продукцию на реализацию. По своей первой профессии, в которой она провела десять лет, Айя – военный хирург. В кузнице и на выездах на фестивали и выставки она несет медвахту – с кузнецами путешествуют два больших контейнера-аптечки.




На мероприятиях и возле горна всякое может случиться. Поэтому у нас сложился девиз: мы калечим – мы и лечим



Никите Аскелю – 25, и он начальник производства в «Кузнице Вёлунда». Как и Антон, первые эксперименты с металлом проводил на даче: в 13 лет задумал выковать себе меч. Две попытки получить химическое образование не увенчались успехом: «С одной стороны, я дурак. С другой – мне стало неинтересно, не хотелось себя ломать». После трех лет в реконструкторском движении Никита напросился в мастерскую к знакомому кузнецу – детская неудача с мечом не давала покоя. История Тишкова повторилась и тут: снова форум, снова объявления о поиске подмастерья. Так три года назад он почти с нуля начал свое восхождение до статуса главного человека кузни. Сегодня он взаимодействует с мастерами, поддерживает порядок, обеспечивает наличие инструмента и расходников.




У кузнеца, как у парикмахера, «умирают» ноги и легкие



Знания химии Никите все же помогают. На стенах кое-где можно увидеть формулы, с помощью которых Аскель объясняет новичкам процессы, которые происходят при ковке и закалке. Есть на стенах ангара и другое граффити, авторства кузнеца Максима Леонова. В основном помещении, между двумя печами, он отслеживает движение солнца по небосклону – траекторию и долготу дня в погожий день помогает определить небольшое отверстие в стене ангара без окон.




По мнению Антона, всех, кто сегодня приходит в мастерскую, объединяет то, что они освободились от оков и занимаются творчеством, которое к тому же неплохо продается. Свою артель команда назвала «Кузницей Вёлунда» во многом по той же причине. В европейской мифологии и литературе Вёлунд – не просто бог-кузнец, но герой, выковавший себе крылья и воспаривший над суетой.




Живучий инструмент

Начальник производства так говорит о подборе арсенала: «Когда инструмент твой личный, ты его почистишь, помоешь, спать уложишь. У нас же все общее, поэтому товары выбираем по трем критериям: качество, цена и живучесть».




Например, углошлифмашинка Dewalt в условиях не отапливаемого пыльного цеха живет уже два года. Удивительно стойкой оказалась и болгарка Makita 9565: «Даже не хрипит и не храпит». Компанию ей составляет чемпионка от AEG – по словам Никиты, она вырабатывает больше всех часов.




Касаемо сварки, ребята котируют марку «Сварог», но есть и аппараты от Fubag. Однако количество электроинструмента не сравнится с армией ручных приспособлений, счет которых идет на сотни – у каждой «железки» свое предназначение.




Одному Вёлунду известно, как таким нехитрым орудием местным кузнецам удается подчинять себе металл.



Фото: Вячеслав Прокопенко, Максим Леонов, Мириам Ерохина

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное