Мы пристально следим за судьбой героев и со многими поддерживаем связь. Уже знакомые нам мастера из «Таежной музыкальной АртЕли» живут и работают в деревне Петропавловка. После развала Союза музыканты-столяры были одними из переселенцев, кто помог взбодрить сибирскую глухомань. «Помощь в ответ еще никому не мешала», – подумали мы, очаровавшись сельскими видами и качеством выпускаемых фолк-инструментов. Так, предновогодним рейсом в тайгу улетело новое оборудование. Мы узнали, как помог мастерской новый пылесос и краскопульт и какие планы за это время понастроили Марис Янсонс и его команда.




Предновогодний тур

В Петропавловке, о которой мы впервые писали в ноябре, уже начинается весна: сугробы высотой почти полтора метра, -20 градусов ночью и +5 днем – так выглядит конец февраля по-сибирски и погода, которую Марис называет чудесной. За прошедшую зиму в «АртЕли» отмечали не только перепады температур, но и перемены в рабочем процессе. Он, по заверениям штурмана мастерской, стал заметно динамичнее и технологичнее.





На это и был расчет, поэтому музыканты были вольны сами выбрать, какой подарок прилетит под вековые ели. По итогу в Петропавловку прибыли краскопульт, лобзик, пылесос, заточной станок, строительный фен и струбцины.




«В конце декабря мы как раз занимались закупкой нового недостающего оборудования. Пользуясь этим совпадением, мы указали то, что не могли сами себе позволить – чуть-чуть роскоши: хороший пылесос, краскопульт. Этот «люкс» высвободил наше время и позволил начать делать что-то еще, помимо дудок, или быстрее работать со стандартными заказами. Мы больше времени уделили технологиям, и теперь работаем быстрее и можем заняться развитием дела».




Фанаты краскопульта

Одним из двигателей местного прогресса стал пылесос Metabo ASA 32 L: теперь в «Артели» не включают общую очистку воздуха, а подсоединяют новобранца прямиком к источнику загрязнения.




Результат – в мастерской чище, а один мастер во время работы не покрывает другого слоем пыли. Минус у инструмента один, отмечает Марис: тонкий пластмассовый корпус, однако и на что-то более дорогое мастера не смотрели. За свои деньги Metabo отлично справляется с прямыми обязанностями.




А вот к заточному станку Metabo DS 200/200 претензий нет – в мастерской он дополнил менее мощный аналогичный инструмент. К нему уже закуплены алмазные абразивы, которые позволят затачивать твердосплавные инструменты.




Пользоваться лобзиком «ИНТЕРСКОЛ МП-120/750 Э» по назначению здесь не собираются – его брали, чтобы переделать под долбежный станок. «Для распила мы бы выбрали что-то другое, а вот для наших целей эта модель – самое то».




Новый кумир мастерской — краскопульт Metabo FSP 600 LVLP.




«До этого у нас был не самый дешевый инструмент, при этом он был гораздо хуже по качеству. Теперь не нарадуюсь: расход стал гораздо меньше, а загрязнение воздуха – на уровень ниже. Лак теперь сразу оседает, а не летает по воздуху. При этом краскопульт дает хорошую собранную струю, а все регулировки реально работают. На прежнем инструменте тоже можно было регулировать струю, только что ее крутишь, что не крутишь – ничего не меняется. Брали почти наугад – с таким краскопультом я никогда не работал, но решил: дай-ка попробую, и попал».




С тепловым пистолетом история другая. Марку Makita здесь знают давно, доверие она заслужила, поэтому выбрали модель Makita HG-5012 K. До этого в мастерской полгода жили без термофена и постоянно откладывали покупку.




«К выбору инструмента мы подошли серьезно. Раз уж брать, то такой, чтобы не пришлось менять. Конечно, можно найти и дешевле, а на остаток взять что-то еще. Но для нас главное – не думать о вещи как можно дольше. Тот же точильный станок можно было взять вполовину дешевле, но через некоторое время он напомнил бы о себе и сервисе. Нам же нужно просто работать с инструментом, а не думать о его потребностях».




«АртЕль» работает второй год. По словам Мариса, его команде еще несколько лет предстоит развивать мастерскую и докупать оборудование – чтобы было не только самое необходимое, но и про запас.




К примеру, сейчас для музыкантов актуальная обработка металла. Зачастую сторонние токари не могут изготовить нужные детали от дудок даже по предоставленному эскизу. Результат отходит от чертежа на десятые доли миллиметра, а для инструмента это уже ощутимые огрехи в звуке.




«Сейчас мы понимаем, как сработать на хороший результат теми силами, которые у нас есть, и с декабря начали выполнять внутренний план. Наши инструменты – это не просто штамповка, здесь много ручного труда, и мы стараемся, чтобы он не повилял на качество работы. К примеру, точность в свистках идет на маленькие величины, но стоит где-то напортачить, стоит глазу к вечеру замылиться – все, звук уже не тот. А нам нужно, чтобы точный результат получался легко и быстро – в соответствии с этим мы и комплектуем мастерскую».




Свистульки и 3d-колонки

Работать быстрее мастера стремятся не из прихоти или лени: с конца прошлого года мастера стали получать гораздо больше заказов. То, что раньше продавалось поштучно, теперь расходится едва ли не целыми партиями. В основном продают в Сибири – Иркутске, Красноярске, Новосибирске. Осталось наладить связи с московскими сетями – к этому здесь и стремятся.




Последние изменениям в таежной столярке также позволили ей пробовать новые направления работы. К примеру, уже состоялось несколько встреч с местными музыкальными школами – в них вскоре должны появиться домбры и балалайки от «АртЕли».




Еще одна новость – старт изготовления глиняных свистулек: один из мастеров уже учится их лепить. В проекте – небольшая птичка, которая будет не просто сувениром с двумя нотами для шума: на ней можно будет сыграть полноценную мелодию.




В приоритете – производство акустических систем. В сотрудничестве с немецкой маркой звукотехники Mundus здесь планируют производить музыкальные колонки, позволяющие получить объемный звук.




«Эти колонки отвечают за преобразование звуковой волны. Обычно звук из динамиков идет на вас, как стена вибрации. В случае с нашей разработкой она поворачивается перпендикулярно земле, что создает эффект 3D-звука. Вы оказываетесь как бы полностью внутри музыки. В планах – компьютерные колонки и концертные. У многих фольклорных музыкантов на сцене есть ощущение, что оборудование отделяет их от слушателей. Мы постараемся использоваться эту технологию, чтобы свести к минимуму этот эффект».



Текст: Любовь Саранина

Главная {{cart.count}} Корзина {{products.length}} Избранное