На последней неделе июля трасса в селе Чубовка принимала первенство России по шоссейному велоспорту среди юношей 19-22 лет. На этапе решалось, кто из ребят поедет на чемпионат Европы в Дании. За путевкой сюда приехали 79 спортсменов из 17 регионов, в том числе сборная Самарской области, которую уже почти двадцать лет поддерживает Кувалда.ру. Мы посетили групповую гонку этапа и узнали у самарских гонщиков и тренеров страны, чем сельский асфальт схож со скандинавским шоссе, как спортсменам помогает современное оборудование и почему спонсорство современного велоспорта – это так важно.







Решающий старт

Сельская трасса в Чубовке расположена в сорока километрах и часе езды от Самары: проводить гонки в городе сейчас просто невозможно – город, как мы уже рассказывали, готовится к предстоящему мундиалю и похож на одну огромную стройку. Впрочем, такая вынужденная отдаленность места соревнований – не минус. По словам генерального директора Федерации велоспорта России Юрия Кучерявого, по рельефу участок схож с трассой в Дании, где со 2 по 6 августа пройдет молодежный чемпионат Европы.



Юрий Кучерявый и главный тренер сборной России по велоспорту Иракли Абрамян

Сам Юрий Андреевич приехал сюда тоже не просто так: именно на самарском этапе определялся окончательный состав национальной сборной андеров (старших юношей – прим. ред.).







На старте гонки – команды из семнадцати регионов. 79 участникам предстояло проехать 168 километров: пять кругов по 36 километров и один неполный — 18 километров. По словам Юрия Кучерявого и исполнительного директора Федерации велоспорта региона Станислава Шатровского, здешняя трасса – едва ли не образцовая: ее рельеф, а также установившаяся под Самарой жара в 30 градусов, «должны помочь сильнейшим разобраться со слабыми».



Станислав Шатровский

«В этом году для самарского этапа выбрана более-менее равнинная трасса, но по ходу встречается сильный боковой ветер, а значит, спортсмены поедут друг за другом по одному, будут стараться прижать друг друга. Из сложного здесь – две горы и погодные условия: при сильной жаре ребятам, конечно, будет тяжеловато. Но они ведь взрослые уже. К тому же чемпионат Европы на носу — пусть тренируются. Там сокращать дистанцию никто не будет».







Члены самарской команды, правда, моложе своих соперников. На старт в Чубовке вышли младшие юниоры – всем гонщикам по 17-18 лет. Старший тренер областной команды Павел Григорьев объясняет: в России проводится очень мало соревнований в целом, поэтому младшие юниоры допускаются к старту, чтобы покататься со старшими и набраться опыта.



Павел Григорьев

«Они растут, и на следующий год часть из них перейдет в старшую группу и уже безболезненно будет участвовать в более взрослых соревнованиях. Их первоочередная задача на сегодня – доехать, набраться опыта, и если возникнет поломка у наших лидеров – довести их до лидирующей группы. В этом году у нас случились спад финансирования и проблемы с людьми. Год на год не приходится, и так вышло, в этом возрасте у нас не так много способных ребят. Зато в более молодом на подходе — сразу 14 человек, которые через год-два будут лидерами в стране».







Притязания юниоров

Лидеров в команде два — Александр Комин и Сергей Розин. Последний прилетел на гонку из Италии, где гоняется в клубе – все, чтобы поддержать сборную и отобраться в национальную дрим-тим самому. Задача максимум для лидеров от тренера – быть в тройке: более низкие результаты, по его словам, штаб не удовлетворят.





Еще у одного самарского участника, Виктора Долматова, цели скромнее.





«Мы младше на год, но все равно для себя, для опыта нам нужно проехать гонку до конца, показать себя главному тренеру, доказать, что мы сможем кататься здесь и на следующий год. В гонке будут важны командные действия, поэтому я бы не выделял спортсменов по именам. По регионам хороши Москва, Питер, Тюмень – там велоспорт развит куда больше, чем в Самаре и других городах».





Наша помощь спортсменам

По признанию главного коуча страны, как и по словам Виктора, да и вообще всех на стартовом пятаке, в записных фаворитах — команда Тюменской области с надписью «Газпром» на майках. Спонсорство в велоспорте сегодня – один из определяющих факторов успеха.





Павел Григорьев: «По проекту «Газпрома», люди готовятся за рубежом, соревнуются каждую неделю. Они могут не проявить себя ярко там, но здесь они все равно покажут себя лидерами. Мы же сейчас проведем футбол и надеемся, что на нас тоже обратят внимание. Нам сказали ждать, и мы ждем, готовим молодежь».





Юрий Кучерявый: «Здесь собран ближайший резерв сборной страны. Естественно, основной кандидат на победу – команда «Газпрома», но есть и ряд других мальчишек, которые хотят зарекомендовать себя, хотят попасть в сборную России и рассматриваться как кандидаты на подписание контракта с тюменской командой. Самаре надо помогать. Нечего стесняться в формулировках – помогать, в первую очередь, финансово. Есть деньги – есть команда. Нет государственных денег, или они финансируются по остаточному принципу — успеха не видать. Сейчас, чтобы поддержать велоспорт, лучше честно сказать: «Ребята, есть определенные деньги, а в остальном – подстраивайтесь, привлекайте спонсоров, таких, как ваша компания (Кувалда.ру — прим. ред), которая может оказать содействие. Все должно быть прозрачно и понятно: тогда все устроит и руководство региона, и спонсоров».





Мы поддерживаем сборную Самарской области уже почти двадцать лет: предоставляем автомобили для сопровождения спортсменов и инструмент для ремонта велосипедов, помогаем с формой и берем на себя организацию местных соревнований всех уровней. Из последнего в техподдержке – оборудование марки Thule: велобогажники и все необходимое крепление для транспортировки велосипедов.







Тренер юниорской команды Александр Николаевич Комин рассказал нам, что новые велосипедные багажники бренда, например, позволяют быстро установить на него велосипеды – без лишних заморочек со снятием передних колес, как было со старыми рельсами. При этом оборудование выдерживает скорость 150 километров в час – несмотря на заявленный лимит в 130 километров. Виктор Долматов подтверждает слова наставника: «Крепления удобные, целый велосипед поставил и все, а со старыми напряжно».







Победителем гонки ожидаемо стал тюменский спортсмен Петр Рикунов – он прошел четыре с половиной круга в Чубовке за 4 часа и 19 минут. На второй строчке – Александр Куликовский из Адыгеи, на третьей – Александр Лобанов из Московской области. Александр Комин из Самарской области занял пятое место, отстав на 2 минуты 16 секунд. Теперь его в майке с надписью Кувалда.ру можно будет увидеть на европейском чемпионате в датском Хернинге – значит, все не зря.



Текст: Любовь Саранина. Фото: Артем Голяков