В июле в Уфе стартовал симпозиум современной скульптуры Artterria. В город приехали 13 художников из 6 стран мира, чтобы к 3 августа создать аллею садово-парковых композиций в режиме реального времени. Мы узнали, кто и зачем это придумал, как идут работы и как современные Микеланджело приручили гранит.
Формирование городской среды – головная боль урбанистов и общественников. Организаторы симпозиума «Россия. Евразийское пространство: цивилизация и культура» решили не теоретизировать, а создать образец современного культурного пространства для горожан – так появилась Artterria.
Авторы затеи — кураторы арт-галереи «Мирас» — пригласили чертову дюжину мастеров из России, Грузии, Франции, Японии, Южной Кореи и Болгарии, чтобы те создали скульптуры каждый в своем стиле.
Уже 3 августа уфимцы прогуляются по аллее, которую смело можно называть музеем современной скульптуры под открытым небом. Расположатся объекты на улице Ленина, между Заки Валиди и Пушкина.
Сугубо региональная инициатива оказалась популярна не только в культурном сообществе: проект поддержал Союз художников, Русский музей и Третьяковская галерея.
Мы тоже не могли пройти мимо проекта, который формирует современную городскую реальность.
Все, что жужжит, трещит, ломает, вытачивает и полирует, мы отдали ваятелям в безвозмездное пользование как официальные представители японского бренда Makita.
Это не первый для нас опыт технического сотрудничества с урбанистами, архитекторами и людьми дела: в Самаре мы поставляем инструмент на стройку «Том Сойер Феста», где ребята восстанавливают старый центр. О фестивале можно прочитать по ссылке
Все скульпторы на симпозиуме создают шедевры из гранита с Мансуровского месторождения на территории Республики Башкортостан.
Геологи оценивают возраст этого молочно-серебристого крепыша в 350 миллионов (!) лет — старина считается долгожителем не только в российских, но и в мировых масштабах.
Именно этот гранит ложится прямо сейчас в Москве на улицу Тверскую в рамках ее реконструкции. Скептики говорят, что делать скульптуры из него – по меньшей мере, странно.
Но куратор симпозиума Руслан Нигматуллин уверяет, что лучшего материала не найти, тем более что у всех тринадцати авторов есть опыт работы с гранитом.
Добыть гранит, конечно, нелегко: один кусок можно выпиливать из гряды несколько часов. Но еще сложнее сделать из безжизненной материи живое динамичное произведение искусства, и тут без спецоборудования не обойтись.
Для начала мы специально для художников заказали из Японии алмазные диски Makita – отпилить ими ломоть гранита не сложнее, чем отрезать кусок масла ножом.
Драгоценный материал мастера используют и когда сверлят – специальные коронки тоже имеют алмазное покрытие.
Также как и добытчики гранита, художники работают с перфораторами.
Например, Makita HR 5201 С с электронной системой стабилизации и двойной изоляцией может долбить и сверлить, а главное, инструмент гасит лишнюю вибрацию,
что позволяет не разрушаться материалу больше нужного и прилагать меньше усилий мастеру.
После в ход идут угловые шлифовальные машины – для резки и обработки поверхности.
Марафонец Makita 9030 F01 начинает двигаться плавно, работает без рывков, а значит, зазубрин на камне не будет.
Кроме прочего, его сердце и подшипники оснащены защитой от загрязнений.
Для более детальной доработки используют угловые шлифмашинки с меньшим диаметром диска Makita 9565 CV
и прямые шлифовальные машины Makita GD 0800 C — инструмент для самой ответственной и кропотливой работы.
Использование надежной техники гарантирует, что аллея появится на микро-пешеходке точно в срок – черновая работа прошла как по маслу.
Однако, как бы ни помогала электроника, основные инструменты ваятелей – молоток и зубило, которыми авторы миллиметр за миллиметром вытачивают очертания арт-объектов и которые мы тоже привезли на площадку.
Все тринадцать художников представили свои эскизы заранее – их утверждала специальная комиссия. Творческое задание было простым: создать композицию на общечеловеческую тему. Пластическое решение может быть любым, но куратор проекта Руслан Нигматуллин ориентировался прежде всего на современное представление скульптуры – говорит, таких объектов не хватает Уфе. Рассказываем о тройке наших фаворитов.
Один из творческих кураторов проекта, по собственному признанию, экспериментирует и ищет новые формы выражения своих идей в камне.
Отталкивается он от искусства начала ХХ века, в частности абстракционизма и конструктивизма. К ним он как житель республики с богатой национальной культурой добавляет этнику – так формируется его индивидуальный пластический язык. На Artterria Руслан создает из мансуровского гранита коня. Это символ республики и ее прежде кочевого народа.
Мастер разговаривает на одном языке со всеми мыслимыми материалами: мрамором, бронзой, деревом, гранитом.
На вещи он смотрит широко и тяготеет к абстракции и фигуративному восприятию образов и смыслов. Его работа для аллеи на Ленина – одна из самых высоких – около трех с половиной метров.
Посвящена она ностальгии и тоске по детству. Море, небо, горная река – яркие образы считываются на раз.
Земляк Makita создает простые обтекаемые формы, его конек – минимализм, под завязку наполненный смыслами, а сами работы среди коллег заслужили эпитета «созерцательные».
Работает автор с разными материалами, от привычных мрамора и дерева до гранита.
Для аллеи он ваяет абстрактное яйцеобразное нечто, из которого выплывает облако, или, как трактуют скульпторы, сгусток энергии.
Идею подтверждает сам Танака:
«Это мое пожелание всем уфимцам, чтобы их энергетика, их сила продолжала развиваться и двигаться в бесконечность. Волна олицетворяет жизнь людей, которые живут в этом городе, и уходит в бесконечность. Скульптура – это мое пожелание, чтобы люди здесь жили вечно».
Официальный сайт с максимально полной информацией
Видеодневник симпозиума на YouTube
Интернет-магазин Кувалда.ру и компания Makita стали спонсорами данного мероприятия.
При создании скульптур был использован только инструмент компании Makita.
фото предоставлены Евгением Вайднером